22.04.2022

Словарь юного художника: ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Каждый из нас хоть однажды задумывался, почему одна картина мгновенно приковывает взгляд и внимание, в то время как другая остаётся в памяти лишь размытым пятном. Человеческий глаз привык всюду искать гармонию. И именно то, что наш мозг воспринимает как гармоничное и правильное, нравится нам больше всего.


Зачастую под красивыми объектами мы понимаем пропорциональные творения рук человека и природы. Одним из главенствующих понятий во многих научных и творческих сферах является «золотое сечение». Что же из себя представляет этот давно находящийся на слуху феномен?

Золотое сечение – это пропорциональное соотношение двух неравных частей отрезка. Отрезок «а» соотносится с отрезком «b» точно так же, как отрезок «b» соотносится с отрезком «с». Причём в численном выражении это соотношение выглядит как 1,618 и зовётся числом фи.

scale_1200 (93).jpg

Подобное соотношение величин мы можем встретить в направлении потоков воздуха в урагане, распределении веток и листьев на деревьях, пропорциях туловища ящериц, строении морских раковин и молекул ДНК, а также в структуре многих других не самых очевидных вещей и явлений.

Если с математической составляющей золотого сечения всё ясно, то осталось лишь понять, как оно связано с искусством. Прежде всего, давайте вспомним, что человек в своём творчестве по большей части вдохновляется природой. Именно природа помогла людям найти гармоничную закономерность в абсолютно непохожих на первый взгляд вещах.


Золотым сечением в своём деле пользуются многие мастера, в том числе и архитекторы. Отметим, что к архитектурным объектам культурного наследия, созданным по принципу золотого сечения, относятся Египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Парфенон и многие другие культовые творения рук человека.


Однако примерно такой же популярностью золотое сечение пользуется и в сфере живописи. Лучшие мировые произведения искусства были созданы именно благодаря тому, что художники продумывали композиции своих полотен по принципу идеальной гармонии. Одни из них делили холст на пропорциональные части и располагали важнейшие элементы композиции в точках пересечения линий золотого сечения. Другие преобразовывали пропорцию в геометрические фигуры и другие формы, по контурам которых и выстраивалась композиция картины.

Ещё больше интересной информации и вдохновения для творчества вы найдёте в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой. Пошаговые мастер-классы с подробными инструкциями и множество креативных идей помогут детям развить эстетический вкус и привить любовь к творчеству.