Развиваем речевые навыки и воображение
Психологи выявили взаимосвязь между сюжетно-ролевыми играми и развитием речи ребёнка. Кто из нас в детстве не наряжался в пирата, разбойника, или приведение? Воображение рисовало нам невероятные картины, и обычный стул превращался в капитанский мостик, одеяло – в шалаш, а мамино платье – в наряд принцессы. Игры – это неотъемлемая часть процесса взросления, а игры, в которых задействуется воображение, ещё и элемент когнитивного и эмоционального развития ребёнка.
Так в чём конкретно заключается воздействие воображения и сюжетно-ролевых игр на речевой аппарат? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся, что же такое воображение. Как правило, под воображением понимают способность формировать в сознании новые картины и представлять ощущения, которые человек в данный момент, соответственно, не видит и не испытывает. Оно помогает нам успешно обучаться новым навыкам и решать жизненные задачи, так как именно благодаря ему мы можем предугадать последствия наших действий и выбрать оптимальный путь для достижения цели. Подробнее о роли воображения в развитии ребёнка читайте в статье «Почему важно развивать воображение у детей».
Изначально наше воображение включает в себя два ключевых компонента: навыки слушания и повествования. Именно они и связывают развитие речевого аппарата и воображения. Умение слушать и рассказывать необходимо развивать и постоянно «прокачивать». Даже маленькие дети могут рассказать, что с ними случилось за день, и всё это благодаря развитому воображению и речевому аппарату.
Как же совместить развитие двух этих элементов? Очень просто – в игре! Сегодня мы собрали для вас несколько советов по тому, как на практике можно использовать взаимосвязь между воображением и речью.
Шаг 1. Подайте ребёнку идею, на тему которой он может свободно пофантазировать. Пусть это будет история о пролетевшей птице, игрушечном роботе в витрине магазина или яркой машине на парковке. Чтобы рассказать вам выдуманную историю, ему придётся призвать на помощь весь свой словарный запас, а местами и придумать совершенно новые понятия. Эта игра научит ребёнка выстраивать логические связи и не разрывать нить повествования.
Отличный пример такой игры вы найдёте в книге Михаила Лукашевича «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек». В ней папа с дочкой, гуляя по пляжу, решают пофантазировать о птицах вокруг, и неожиданно придумывают новую забавную «систему» исчисления пернатых.
А ещё можете вдохновиться книгой Зули Стадник «Мама в кармашке». Главная героиня Солька постоянно использует своё воображение и учит детей и взрослых видеть волшебство в самой обычной жизни. Книга поможет родителям найти новые способы личностного и творческого развития ребёнка.
Шаг 2. Для большей эффективности подкрепите придуманную историю весёлой ролевой игрой. Представляя себя на месте главного героя, ребёнок начнёт предполагать, о чём думает и как говорит его персонаж. Это научит его ставить себя на место другого человека и менять свои речевые паттерны в зависимости от ситуации. А ещё – поможет развить актёрские данные.
Множество идей для игр такого плана вы найдёте на страницах книги-фантазии Марины Тараненко – «Карусельный король». Реплики героев этой истории, написанной в стиле ритмизованной прозы, очень просто запоминаются, а с ними быстрее усваиваются и правила сочетаемости слов.
Шаг 3. Следите за тем, чтобы у вашей абсолютно фантастической или самой что ни на есть обыкновенной истории были чёткие рамки и скелет повествования. Безусловно, в этом случае отпускать фантазию в полёт просто необходимо, но и логические связи в тексте никто не отменял. Важно, чтобы бескрайние чертоги воображения не завели юного фантазёра слишком далеко. Чтобы правильно развивать навыки повествования, необходимо уметь придерживаться определённой тематики, и если уж речь в истории идёт об отважных трансформерах, то пиратам в ней не место.
Мастерски владеет навыком последовательного повествования молодой тобольский автор Зуля Стадник. Её книга «Детский сад на колёсиках» не только станет лучшим другом любого детсадовца, но и поможет малышам научиться выстраивать логические связи в своих рассказах.
Шаг 4. Вдохновляйте ребёнка на поиски новых функций привычных предметов. Чтобы воображение своевременно и эффективно развивалось, необходимо всегда оставлять в играх пространство для выдумки. Например, сымитируйте в процессе игры следующую ситуацию: вам нужно позвонить, но телефона под рукой нет. Спросите у малыша, какую вещь по его мнению можно использовать вместо телефона. В роли мобильного средства связи может выступать абсолютно что угодно. Главное, чтобы в момент поиска у ребёнка включилась фантазия.
Понять, что не все предметы и явления, что нас окружают, так просты, как кажется на первый взгляд, можно с невероятно ярким сборником загадок Зины Суровой. «Русские народные загадки в картинках» – это отличный тренажёр фантазии, с которым малыши могут развивать фантазию в поиске ответов на загадки.
Шаг 5. Умение взглянуть на обыденные вещи под новым углом – необходимый фактор развития креативности. Это, несомненно, одно из самых важнейших в современном мире свойств, играет огромную роль в развитии мышления малыша. Воображение неотрывно связанно с творчеством. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок имел успех не только на профессиональном поприще, но и в своих творческих увлечениях, научите его нестандартно мыслить.
И снова едва ли удастся найти для этого лучший двигатель и стимул, чем книга. Так, например, в новой книге Марины Тараненко «Портной Зашивайка» главный герой учит читателей всюду искать положительные стороны и уметь подстраивать ситуацию под себя с помощью смекалки и фантазии.