Что делать, если ребёнка обижают в детском саду?
Обиды и конфликты между детьми в детском саду влияют на развитие личностных качеств ребёнка, его эмоциональное и психическое здоровье. В эти годы особенно активно формируется самооценка и социальные навыки, и негативный опыт может помешать их полноценному развитию.
Неприятные ситуации, которые происходят с детьми в садике, могут привести к изоляции, тревожности и неуверенности в себе и своих действиях. Родители и воспитатели играют ключевую роль в том, чтобы помочь справиться с этими трудностями и создать безопасную среду. Важно вовремя заметить изменения в настроении и поведении ребёнка и оказать ему поддержку.
Как понять, что ребёнка обижают в детском саду?
Если у вас есть подозрения, что ребёнка обижают, но прямо он об этом не говорит, сохраните себе памятку с основными признаками детского буллинга:
-
Изменение в поведении: малыш становится замкнутым, тревожным или агрессивным, появляются раздражительность, грусть или страх перед походом в детский сад. Дети нередко устраивают скандалы и капризничают, напрямую не объясняя, в чём дело.
-
Снижение интереса к тому, что нравилось ребёнку. Отсутствие энтузиазма и желания участвовать в активностях, выполнять задания, полученные в детском саду.
-
Снижение аппетита, усталость и частые болезни могут быть признаком стресса, возникшего из-за буллинга.
-
Избегание определённых ситуаций, например, игр, либо общения с конкретными детьми.
Если вы заметили эти признаки и думаете, что причина может быть в буллинге, поговорите с ребёнком напрямую. Малыш должен чувствовать, что вы его поддерживаете, и ни в коем случае не обвиняете и не осуждаете. Также пообщайтесь с воспитателем, спросите, как ваш ребёнок себя ведёт и реагирует на неприятные ситуации, случаются ли у него конфликты со сверстниками. Получив информацию в полном объёме, попробуйте поговорить с родителями обидчика.
Как помочь ребёнку, если его обижают?
Самое очевидное решение – это перевести ребёнка в другую группу или детский сад, но такая возможность есть не всегда. Главная задача родителей в таких случаях – поддержать и объяснить, как правильно реагировать на действия обидчиков.
-
Если у вашего ребёнка есть особенности, отличающие его от других, заранее предупредите, что окружающие могут реагировать на них не так, как принято у вас в семье. Это касается, например, необычного имени или фамилии, национальности, цвета кожи, внешности и т.д. Расскажите ребёнку, как вести себя в таких ситуациях, можете даже их отрепетировать.
Очень помогут наглядные примеры из любимых мультфильмов или книг. К примеру, из книги детской писательницы Виктории Топоноговой «Курлик, муррлик и пещера художника». Один из её героев – совениус Сейва, не слышащий от рождения, учится читать по губам и открывает в себе талант художника. Вслед за Сейвой и его новая знакомая слонозебриус Вишенка, которая стесняется того, что она гораздо крупнее своих сверстников, перестаёт себя стесняться.
-
Научите ребёнка выстраивать личные границы. Главную роль в этом играет именно семья. Дети не должны бояться говорить о своих чувствах и желаниях. Часто скрывают обиды и становятся жертвами буллинга те детсадовцы, которым родители или другие близкие родственники, сами того не осознавая, не дают возможности открыто сказать о своих потребностях. В таких семьях взрослые из лучших побуждений принимают решения за детей: чем им заниматься, с кем общаться, часто просят вести себя потише, чтобы никому не мешать. Из-за этого ребёнок растёт несамостоятельным и крайне неуверенным в себе.
-
Поддерживайте ребёнка и не осуждайте его за то, что он стал жертвой плохого отношения. Не запрещайте плакать и расстраиваться, иначе он будет подавлять эмоции, чувствуя их неуместность. Вместо этого помогите ему разобраться в собственных ощущениях.
Идентифицировать негативные эмоции поможет книга писательницы Марины Тараненко «Давай вернём солнце!». С её помощью дети посмотрят в лицо страхам, лучше поймут себя и узнают, как не расстраиваться и не переживать из-за плохого отношения к себе других. Помните, что дети не должны месяцами и годами копить и держать в себе непрожитые обиды, ведь это будет отрицательно влиять на их состояние.
-
Помогите ребёнку завести друзей вне детского сада: на детской площадке, в кружке или спортивной секции. Общайтесь с детьми друзей или знакомых. Так ребёнок поймёт, что способен построить дружеские отношения с ровесниками. И успешная коммуникация с другими детьми не даст замкнуться в себе.
-
Почувствовать себя увереннее и ощутить свою важность помогают занятия спортом и творчеством. Обязательно хвалите ребёнка за приложенные усилия и результаты.
- Не учите отвечать на насилие насилием. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок умел постоять за себя, однако часто дети не могут оценить ситуацию правильно и рискуют нанести обидчику неравносильный вред. Прежде всего нужно дать понять, что конфликты лучше решать мирным путём, договариваясь. А если обидчики применяют физическое насилие, ребёнок должен обратиться к взрослому.
Возможность открыто говорить о своих чувствах и потребностях, а также навыки разрешения конфликтов помогут ребёнку стать увереннее и уметь защищать свои границы. Подсказки, как это сделать, дети и их родители смогут найти в книгах писательницы Зули Стадник из серии «Детский сад на колёсиках». Главные герои учатся общаться, слушать воспитателя, взаимодействовать со сверстниками, а также справляться с трудностями в своём первом коллективе, оставаясь при этом собой.