Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

15.03.2024

Почему маленькие музеи – лучшее место для знакомства детей с искусством

Мы уже рассказывали о советах из книги Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее» для подготовки к посещению музея с детьми. Следующий важный вопрос: с каких именно музеев лучше начинать знакомить детей с искусством, чтобы не испортить первое впечатление и заинтересовать?

Разбираемся вместе с менеджером по культурно-массовым мероприятиям музея В. А. Тропинина, писательницей, сценаристкой и специалистом по древнему искусству Еленой Долговесовой.


С. Смольнякова: Мы два года работали над уникальным, как минимум для России, проектом – книгой-путеводителем по одному из ведущих музеев мира «Коля в Третьяковской галерее». Вместе с автором Юлией Кузнецовой изучали биографию русских художников и историю создания их полотен. Целая глава книги посвящена Василию Тропинину – одному из самых известных и талантливых портретистов. И нас удивило то, что не очень много людей знают его биографию, хотя она очень интересная, необычная и в то же время трагичная. С ней знакомишься – и на его работы смотришь иначе, внимательнее. Это тот случай, когда личность художника очень важна, если рассказываешь ребёнку о картинах.

Е. Долговесова: Василий Тропинин – удивительный человек, чей путь в художники был сложным. Он был крепостным и с самого раннего детства много работал, но очень любил рисовать и делал это при любой возможности. Мальчик скрывал от хозяина, что посещал занятия по рисованию. Позже, он втайне поступил в Академию художеств, где поначалу уступал в мастерстве другим ученикам. Но Василий был очень трудолюбив и упорен, и со временем стал получать награды за свои работы. Его картина «Мальчик, тоскующий по умершей птичке» произвела впечатление даже на саму императрицу Елизавету Алексеевну. Однако несмотря на выдающиеся способности Василия, ему долго не давали вольную, а, когда это наконец произошло, живописец уехал в Москву, работал и преподавал.

И хоть Тропинин писал многих известных личностей, он оставался народным художником. Василий Андреевич любил изображать простых людей, к которым относился по-особому, потому что сам чувствовал себя человеком из народа. Прежде всего художника интересовал внутренний мир тех, кого он писал. Тропинин много сделал для бытового жанра, он не только показал типажи, но и выделил свой идеал красоты: нежные, красивые, простые, одухотворённые девушки. Этот идеал портретист воплотил в «Кружевнице».

Он очень часто переписывал свои работы, делал много копий одной и той же картины, возвращался к привычным сюжетам. К примеру, у художника есть целая серия с девушками: с горшком роз, с куклой, с гитарой. Тропинину удавалось одной кистью достичь чуда.

Вообще, наш музей относительно молодой, в этом году ему исполняется 55 лет. Сначала он был филиалом Останкинского музея-усадьбы. А с 1991-го года стал самостоятельным музеем Тропинина и московских художников его времени. 

Источник фото: vk.com/museumtropinin 

С. Смольнякова: У музея Тропинина очень хороший сайт и группа в соцсетях, где можно посмотреть, какие программы вы предлагаете. Как раз с Василия Тропинина, можно начать знакомство детей с русским искусством. Родителей может пугать поход в Третьяковку, не все знают, что говорить о картинах. В случае же Тропинина, начать рассказ можно с биографии художника.

Е. Долговесова: Наш музей прекрасно подходит для посещения с детьми: 6 небольших залов, и ребёнок не устанет, обходя их. Можно начать с рассказа о Василии Андреевиче как о человеке, который, несмотря на тяжелую жизнь, не сдался, не обозлился на весь мир, а продолжал упорно делать своё дело. Биография Тропинина поможет детям воспринимать его творчество не как нечто отстранённое, а наоборот, даст понять, что когда-то он был таким же ребёнком.

У нас есть много его портретов, например, портрет девочки с собачкой по мотивам картины Жан Батиста Грёза. Она очень душевная, очень живая, и, в каком-то смысле, достаточно современная. Картина отражает внутренний мир ребёнка любой эпохи – светлый, чистый, полный мечты, надежды на что-то прекрасное в будущем. Я бы показывала детям подобные картины и параллельно бы рассказывала о Тропинине. 

Или обратила бы внимание на детали, поскольку дети часто смотрят не на всю картину, а выискивают в ней интересные моменты. Например, можно обсудить, с помощью каких инструментов работает кружевница. Или что это за странный предмет, похожий на трость, на автопортрете Тропинина, который художник держит в правой руке. Для чего, по мнению ребёнка, он использовался?

Посещать художественные музеи я бы рекомендовала именно с родителями или семьями. В походах с классом довольно сложно привлечь детей к искусству. Лучше с детьми ходить самому, объяснять, что в картинах увлекательного, спрашивать, что, по мнению ребёнка, в них интересного, хотел бы он сам оказаться в этой картине? 


Дети всегда рисуют, поэтому, на мой взгляд, рисование и посещение изобразительного музея связаны. У нас детские программы построены на том, что мы рассказываем о выставке, экспонатах и затем устраиваем мастер-класс, чтобы изобразить или создать что-то по мотивам. Взаимосвязь того, что сделали другие, и того, что ты сам создаёшь, важна в восприятии изобразительного искусства.

С. Смольнякова: У ребёнка есть потребность что-то делать руками. И он испытывает тактильный голод, ведь в изобразительных музеях нельзя ничего трогать. Поэтому можно брать с собой блокнот для зарисовок и записей, участвовать в мастер-классах по итогам выставки. Это помогает через действия выразить эмоции и впечатления, понять, в чём состоит работа художника. Это хорошая возможность проверить самого себя: что нравится, а что не нравится. Чтобы детям было не тяжело, лучший вариант – поход в камерный музей. Ребёнок не успевает устать, у него не пропадает концентрация, он приходит на мастер-класс не измотанным, а бодрым и полным сил.

И ещё один важный для меня момент в походе по художественным музеям – до музея узнавать, куда идём, хотя бы в общих чертах, а после – читать статьи или книги, делиться впечатлениями. Это – такая новая для всей семьи область знания, которую можно исследовать и узнавать вместе. А затем очень важно продлевать цепочку, чтобы это не было разовым случайным походом.

Если брать Василия Тропинина, здесь есть ещё такой фактор, что в начальной школе задают писать сочинение по картине. И поход в музей – это ваш вклад в образование ребёнка, чтобы помочь ему подготовиться, потому что описательное сочинение достаточно сложное.

Е. Долговесова: Стоит прийти в музей и посмотреть вживую на работы, чтобы понять – в реальности они выглядят совершенно по-другому. Они завораживают. В них есть детали, которые не рассмотреть на иллюстрации в учебнике. И они производят совершенно другое впечатление: настолько живые, реальные, полные света и разных красок. Обсуждать в этих работах можно очень многое и будет что написать – гораздо больше, чем просто по иллюстрации в учебнике.

С. Смольнякова: Тем более не во всех учебниках иллюстрации качественные и цветные, качество бумаги тоже может исказить восприятие. Если ты видел картину вживую, то потом будешь иначе её описывать.

Е. Долговесова: Безусловно. Чтобы любовь к изобразительному искусству и интерес проявился у детей, они должны видеть искусство в реальности.

С. Смольнякова: Бывают выставки одной картины, Пушкинский музей такие проводит. С ребёнком мы можем пойти в музей и посмотреть только одну картину, и это нормально. Нормально ходить в музей регулярно, а не смотреть сразу всё для галочки и больше не возвращаться. В небольших музеях ты заряжаешься и понимаешь, что мог бы прийти ещё, увидеть что-то новое. Так же, как когда мы перечитываем книгу, пересматриваем фильм – каждый раз замечаем то, что упустили из внимания раньше. В восприятии живописи, чтобы по-настоящему что-то увидеть, нужно смотреть не один раз, а натренировать глаз.


Е. Долговесова: У нас есть художественные мастер-классы, креативы по разным выставкам. Мы рисовали, писали буквицы, создавали открытки, шкатулки, рамки для картин. А также проводили квесты: на Новый год искали сказочных персонажей на выставке, а сейчас знакомим детей с преемственностью художников на квесте по выставке «Учитель и ученик».

С. Смольнякова: Думаю, что картины Тропинина идеальны для квестов, и для сочинений они очень хорошо подходят. Потому что там есть несколько планов: исторический, личный, профессиональный. Много материала, который можно по-разному описывать. По моему опыту похода в музей с детьми, квесты, особенно когда идёт команда из нескольких детей, очень захватывают. Обычно мы брали экскурсию, а после этого проходили квест. Получалось очень хорошее сочетание: сначала узнали новую интересную информацию, а потом взбодрились.

Е. Долговесова: Обычно я делаю небольшую экскурсию по выставке, а потом посетители делятся на две команды и соревнуются: кто быстрее отгадает, кто быстрее найдёт что-нибудь.

С. Смольнякова: Я надеюсь, что теперь многие посетят музей Василия Тропинина, иначе посмотрят на его картины: с большей любовью, вниманием, восхищением. В этом поможет и наша новая книга Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее», в которой ему посвящена целая глава.

Подробнее о, без преувеличения, удивительной биографии художника Василия Тропинина и музее слушайте в подкасте «Книжный Архипелаг» по ссылке:  https://band.link/BmTPX. А о том, как сама Юлия Кузнецова – автор книги «Коля в Третьяковской галерее» – ходит в музеи с сыном, читайте в материале «Как «бросать якоря» и «вить гнёздышки» во время походов в музеи с детьми?»