Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

06.03.2024

В музей с ребёнком: с чего начать подготовку к посещению

Мы уже рассказывали, как знакомить детей с искусством и с каких музеев лучше начинать. А чтобы ребёнок получил удовольствие и больше запомнил, взрослым нужно заранее подготовиться к посещению. В этой статье собраны подсказки из книги «Коля в Третьяковской галерее», благодаря которым даже самые маленькие смогут:

  • вовлечься в процесс, а не просто бездумно ходить от экспоната к экспонату;

  • почувствовать эмоциональную связь с произведениями искусства и надолго сохранить их в памяти;

  • научиться замечать интересное не только в музее, но и в жизни.

Ищите информацию о музее и экспонатах

Одно дело просто смотреть на картину, а другое – глядя на неё, узнавать историю создания или интересные факты из жизни автора. Контекст помогает воспринимать художественное произведение цельно и лучше его запомнить. Поэтому, прежде чем отправиться в музей, рекомендуем ознакомиться в интернете с экспозициями, продумать примерный маршрут (если вы его уже посещали), поискать или освежить в памяти информацию о художниках и их работах. Автор книги «Коля в Третьяковской галерее» Юлия Кузнецова собрала для родителей список сайтов и книг, которые она – не только книжная, но и реальная мама главного героя – изучила перед походом в Третьяковскую галерею. Его вы найдёте на первых страницах книги.

К примеру, на картине «Грачи прилетели» изображено не самое привлекательное на первый взгляд время года: деревья без листвы, тёмные дома, сыро, голо, тает снег. Такой пейзаж едва ли бы вызвал интерес у ребёнка. Однако мама рассказала Коле, что художник Алексей Саврасов написал «Грачей» после смерти дочери, и эта картина стала для него символом надежды. Прямо как в природе, когда после холодов обязательно приходит весеннее тепло. Мальчик проникся этой историей, и благодаря ей картина отпечаталась у него в памяти.


Совмещайте чтение и посещение музея

Совмещать чтение и посещение музея – это отличный способ закрепить школьную программу и научиться смотреть на вещи с разных сторон.

В музеях можно увидеть картины, близкие даже дошкольникам. У портрета Александра Пушкина, созданного Орестом Кипренским, пятилетний Коля вспомнил сказки классика, которые он читал, а ещё обратил внимание на ухоженные ногти и чопорный горделивый вид писателя.

Вместе с детьми почитайте рассказ или сказку, по сюжету которой написана картина в музее, обсудите биографию известного человека, изображённого на одном из портретов. Это может быть писатель или поэт, чьи произведения вы знаете, или историческая личность, о которой расскажут в школе. А потом обсудите, какое впечатление сложилось у ребёнка после чтения и чем оно отличается от видения художника.

Изучайте историю легко

Музеи – это путешествие в прошлое. Учить историю можно не только по учебникам, но и по экспонатам. Для детей это гораздо интереснее и проще. К примеру, о периоде после отмены крепостного права Коля узнаёт из картины Василия Перова «Тройка». Образы детей, которые вынуждены тяжело работать ради выживания, запоминаются мальчику сразу.

Вы можете заранее почитать с ребёнком об одном из исторических периодов, посмотреть фильм или мультфильм, действие которого происходит в определённую эпоху. Вместе обсудите впечатления, интересные факты и детали, а потом сопоставьте их с тем, что увидите в музее.

Находите точки соприкосновения

Не пропускайте экспозиции, которые связаны с увлечениями детей. Например, выставки музыкальных инструментов, нарядов, игрушек. Обращайте внимание на сюжеты картин: было ли что-то подобное в жизни вашего ребёнка? Как жили дети его возраста раньше и чем они занимались, насколько их привычки и быт отличались от современных? Возможно, персонажи картин похожи на ваших знакомых или родственников? Ищите точки соприкосновения и поводы для обсуждения.

Коля смотрит на «Рыболова» Василия Перова и отмечает, что он похож на его дедушку Борю, который тоже любит ловить рыбу. А ещё один персонаж книги – робот Бут – часто проводит параллели между своей планетой и тем, что изображено на картинах, и постоянно подмечает общее. Такие игровые занятия не только не дают заскучать, но и развивают логику, внимательность и память.


Устраивайте квесты  

Чтобы ребёнок не скучал, придумайте ему небольшие задания, которые можно будет выполнить прямо в музее или после его посещения. Например, Коля, вдохновившись портретом Пушкина, решил нарисовать Золотую рыбку из его сказки. Главное – не забудьте захватить блокнот и карандаши. А если вдруг придёте без них, предложите детям поиграть в детектива и найти предмет или человека на картинах, что-нибудь посчитать или выбрать самый большой или маленький экспонат в музее.

После посещения предложите ребёнку перерисовать картину, придумать её альтернативную версию или в любом интересном ему формате изобразить одного из персонажей: можно и лепить, и вырезать, и шить. В конце книги «Коля в Третьяковской галерее» есть целый список игр, которые помогут лучше познакомиться с музейными экспонатами.

Читайте книги о музеях

Чтение помогает детям подготовиться к походу в музей: они узнают, что их ждёт, и будут чувствовать себя увереннее. Родители, бабушки и дедушки не всегда знают, как правильно подготовиться к походу в музей с ребёнком, с чего начать. По словам Юлии Кузнецовой, книгу «Коля в Третьяковской галерее» она написала потому, что другой подобной до сих пор не было. Автор рассказывает, как разделить с детьми всё самое интересное и увлекательное, показать им мир искусства и расширить кругозор. В книге можно найти советы и идеи, которые помогут привлечь внимание к произведениям искусства, а также увлекательные игры и интерактивы. 


«Коля в Третьяковской галерее» – это не просто сборник рассказов, а своего рода руководство к посещению выставок с дошкольником.

Подготовка потребует от взрослых усилий, но они окупятся многократно. Знакомясь с искусством, изучая его и рефлексируя, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить и замечать неочевидное, а ещё – концентрироваться и, конечно, у них появляется ещё один источник позитивных эмоций и вид времяпровождения.

А для тех, кто собирается познакомиться с театральным искусством, в издательстве «Архипелаг» есть книга Ирины Иванниковой «Идём в театр!». Это сборник стихов и атмосферных иллюстраций, с которыми малыши проникнутся интересом к этому виду искусств, а, может, даже найдут новое хобби и захотят записаться в театральную студию.