Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

23.07.2024

Как делать интересные познавательные книги для малышей?

Серия «Малышки-эрудишки» пользуется большой популярностью среди самых маленьких читателей и их родителей. Яркие книжки-картонки с короткими запоминающимися стихами рассчитаны на детей 2-5 лет. О том, как создавать арт-энциклопедии, которые будут интересны малышам, на онлайн-конференции «‎Открываем мир детям вместе» рассказал главный редактор издательства Михаил Лукашевич. Публикуем главные тезисы его лекции.

Что является самым главным при создании книг для малышей?

Прежде всего, важно увлечь малыша, сфокусировать его внимание, ведь вокруг него и так много новой информации. Сделать это сложнее, чем с детьми постарше, у которых уже сформирован интерес к чему-либо и есть мотивация читать о том, что им нравится. К примеру, про определённых животных или про роботов. Во-вторых, книга должна быть понятной, адаптированной под малышовое восприятие как с точки зрения подачи информации, так и в плане оформления.

Как делать интересные познавательные книги для малышей?

Поэтому ключевая задача нашей серии книг-картонок «Малышки-эрудишки» – в доступной и вовлекающей форме познакомить малышей с объектами и явлениями окружающего мира. Есть ещё и сверхзадача – способствовать развитию речи и эстетического вкуса. Для достижения всех этих целей мы используем целый набор литературных, художественных и технологических инструментов.

Поэтому ключевая задача нашей серии книг-картонок «Малышки-эрудишки»

Подобно своей «старшей сестре» – серии «Великолепная десятка» «Малышки-эрудишки» также построены по принципу хит-парада. В каждой книге представлены десять самых значимых для малыша (самых часто встречаемых, самых полезных, если речь о фруктах и овощах) представителей той или иной категории. Уже выпущенные и готовящиеся к изданию книги посвящены объектам живой природы, но в дальнейшем это могут быть и рукотворные объекты, к примеру, машины или мебель, с которыми так или иначе взаимодействует каждый ребёнок.  

В книге есть и фишка-сюрприз. На обороте размещено ещё одно стихотворение, которое посвящено теме в целом. Оно как бы суммирует то, что узнал из книжки маленький слушатель.

Доступность

Мы решили использовать в этой серии короткие познавательные стихи. В возрасте 2-4 лет ребёнок легче всего воспринимает именно ритмичную, зарифмованную речь. Информация в такой форме лучше оседает в памяти малыша, и со временем, по мере освоения разговорных навыков, он начинает самостоятельно повторять стихотворения.

Мы решили использовать в этой серии короткие познавательные стихи.

Книги из этой серии – о самых важных вещах и явлениях, которые окружают ребёнка. Уже вышли стихи о топе популярных фруктов, ягод, орехов и деревьев. На очереди – овощи и домашние животные. Слушая стихи и рассматривая картинки, дети познакомятся с формой, цветом, вкусом плодов, обликом и повадками животных и т.д.

Объём каждого стихотворения составляет от 4 до 8 строк. Схемы рифмовки и образы – самые простые, такое задание мы ставили для всех авторов книг этой серии. Ещё один очень важный элемент – использование междометий и обращений к ребёнку. Например, «ах», «ох», «ой-ой-ой» – разумеется, там, где это уместно. Дети, даже самые маленькие, в полтора-два года, начинают повторять прежде всего эти междометия, поскольку они им по силам.

Иногда взрослым кажется, что стихотворения «простоваты». Поэтому ещё раз подчеркну, что небольшой объём, понятные образы, простые стихотворные размеры и лёгкие для восприятия схемы рифмовки (попарная или опоясывающая) мы выбрали намеренно. Маршак писал свою азбуку максимально простыми словами, двустишиями, понимая, к кому он обращается. Мне родители читали эту азбуку в ясельном возрасте, и я, как и многие другие люди моего поколения, до сих пор помню эти строки.  

Привлекательность

Мы решили привлечь к оформлению «Малышек-эрудишек» художника-натуралиста Дарью Беклемешеву, известную нашим читателям по иллюстрациям к серии арт-энциклопедий «Великолепная десятка», – ведь всё-таки это познавательная литература, пускай и для малышей.

Мы продумывали, что необходимо показать в каждом случае. Например, в книге про орехи логично было изобразить и то, как выглядят плоды в скорлупе, и то, что они представляют собой в очищенном виде, поскольку именно такими дети могут увидеть их в магазине. И, конечно, хотелось показать, как орехи (мы используем это слово в гастрономическом смысле, а не строго ботаническом) растут. Даже взрослые редко знают, как растёт такой популярный орех, как, допустим, кешью. 

Мы продумывали, что необходимо показать в каждом случае.

Оформляя книгу про деревья, мы хотели показать прежде всего листья, потому что именно их в первую очередь может взять в руки и рассмотреть ребёнок во дворе или в парке. Но в отдельных случаях нам важно было показать и форму кроны, и целиком весь силуэт, а также цветы или плоды – в зависимости от того, по каким признакам мы мгновенно и безошибочно определяем, что за дерево перед нами.

Однако нам важны не только точность и достоверность иллюстраций, но и их художественная ценность. Ведь когда малыш разглядывает картинки, не только расширяется его кругозор, но и происходит формирование эстетического вкуса. Это ещё одна причина выбора Дарьи Беклемешевой, мастерство которой позволило рисунку из книги «Ящерицы», вышедшей в серии «Великолепная десятка», занять шестое место на международном конкурсе анималистической иллюстрации Art for Planet.

Несмотря на то, что речь идёт о познавательных изданиях, мы решили некоторым «персонажам» – фруктам, ягодам, орехам и овощам – добавить эмоций, нарисовав (очень деликатно!) черты лица: глаза, брови, носы. Благодаря этому малыш сразу же устанавливает визуальную коммуникацию с героем каждого стихотворения, они становятся его добрыми знакомыми. А если малыш не видит глаз, ему труднее смотреть на что-то, ведь он привык общаться с родителями, глядя на их лица. Однако этот приём оказался неуместен в случае деревьев, древесные лица выходили, скорее, пугающими, и мы приняли решение организовать визуальную коммуникацию с малышом, разместив на деревьях и возле них животных. 

Однако этот приём оказался неуместен в случае деревьев,

Но в отличие от сказочных историй серии «Чудеса для малыша», рассчитанной на тот же возраст, звери, птицы и плоды в «Эрудишках» не антропоморфны, не одеты в одежду, и предстают перед детьми в своём естественном виде и окружении.

Для каждой обложки в этой серии мы подбираем свой цвет – яркий, чистый и радостный. Когда глядишь на «Малышки-эрудишки», разложенные на столе, на ум приходит слово «монпансье» – это такие разноцветные леденцы из красивой жестяной коробки. Мы добиваемся, чтобы наши книжки вызывали у детей ощущение праздника, чувство радостного предвкушения от встречи с интересным.

Безопасность

Разумеется, когда придумываешь книги для самых маленьких, особенно важно держать в уме вопросы безопасности, удобства пользования и долговечности. В 2-3 года малыш наверняка будет ронять книжку, тянуть за страницы, пробовать её на зуб. А в идеале хорошо бы купленную книгу передать потом «по наследству» младшим братьям или сёстрам, или подарить знакомым, чтобы она послужила ещё и им.

Кроме того, начинающие читатели будут пытаться самостоятельно листать книгу, тренируя свои моторные навыки. А поддеть, не смяв, тонкие бумажные страницы им пока ещё сложно, да и существует риск получить очень болезненный порез. 

Разумеется, когда придумываешь книги для самых маленьких, особенно важно держать в уме вопросы безопасности, удобства пользования и долговечности.

Поэтому книги серии «Малышки-эрудишки» (как и серии «Чудеса для малыша»)  сделаны из плотного толстого картона, который легко перелистывать и трудно порвать. При этом уголки каждой картонной странички закруглены, благодаря чему о них нельзя случайно поцарапаться или порезаться.

Продолжение серии «Малышки-эрудишки»

Сейчас мы готовимся приступить к иллюстрированию следующей книги серии «Малышки-эрудишки». Благодаря ей малыши познакомятся с десяткой самых распространённых (и очень интересных!) бабочек нашей страны. Ведь летом все дети много времени проводят на улице, каждый день встречают множество бабочек, и, конечно же, им хочется знать, как называются эти красивые существа, которые порхают вокруг них на детской площадке, в городских скверах и в лесу. 

Что будет дальше?

Книги серии приобретают всё большую популярность среди родителей, и наши покупатели уже активно предлагают нам свои идеи. В Telegram–канале издательства мы провели опрос и выявили, какие темы наиболее востребованы сейчас нашей аудиторией. Будем рассказывать о них по мере начала работы над новыми «Эрудишками».

Кроме того, в телеграм канале можно принять участие в отборе десятки «персонажей» для будущей книги, поэтому приглашаем всех заинтересованных подписаться на телеграм «Архипелага». Вы сможете сделать собственный вклад в развитие серии!