Как написать сочинение по картине
Сочинения по картине дети пишут на протяжении всего школьного обучения. Многие сталкиваются при этом с трудностями: не знают, с чего начать, как сформулировать своё мнение о художественном произведении, как «разложить» его на составляющие. Далеко не все дети, глядя на картину, в принципе могут что-то почувствовать, не говоря уже о том, чтобы написать о ней целый текст.
Часто ребёнку сложно сообразить, что от него нужно, даже учителя и родители не всегда могут понятно это объяснить. Мы расскажем о том, как подготовиться к сочинению по картине, чтобы ребёнок не растерялся и написал его на отлично!
Кому проще всего даются такие эссе? Тем, кто умеет воспринимать искусство: обращает внимание на детали, анализирует контекст, может понимать, видеть и даже «слышать» картины. Даже, если всё это происходит неосознанно. Для восприятия художественных произведений ребёнку необходимо:
1) Развивать насмотренностьКак помогает:
Ребёнок, который уже смотрел картины и ходил в музеи (здесь важно отметить, что он не просто посещал экспозиции, а осознанно рассматривал всё, что там видел) замечает разные детали и элементы, обращает внимание на цвета, может уловить настроение и проанализировать картину глубже, чем ребёнок, у которого меньше художественного опыта. Походы в музеи дарят навыки внимательности, наблюдения, креативного мышления и развивают аналитические способности.
Что делать:
Ходите в музеи с детьми, обсуждайте ваши любимые и понравившиеся ребёнку произведения искусства, готовьтесь к таким походам сами (подробно о том, как это сделать, рассказываем в статье). Насмотренность можно развивать и в широком смысле, наблюдая за всем, что окружает, и замечая тонкие нюансы и интересные детали в быту и на прогулке.
Как помогает:
Дети, которые и сами рисуют, лучше разбираются в тонкостях процесса, замечают характерные особенности, обращают внимание на цвета, персонажей, особенности авторского стиля.
Что делать:
Предлагайте детям рисовать, срисовывать, придумывать персонажей или идеи для картин. А если переживаете, что не хватит вдохновения – открывайте книгу Юлии Кузнецовой «Коля рисует». Она поможет ребёнку быть смелее в творчестве и даст много новых идей для рисования. По этой книге занимаются в детских студиях при библиотеках Москвы.
3) Учиться задавать вопросы и анализировать
Как помогает:
Аналитическое мышление даёт возможность ребёнку поразмышлять над картиной, разобраться в деталях, интерпретировать символы и сравнить работу с другими. Умение анализировать и делать выводы – это то, без чего школьнику будет сложно написать сочинение по картине.
Что делать:
Читайте книги и обсуждайте прочитанное с ребёнком, играйте в развивающие игры и решайте логические задачки. Поощряйте детей задавать вопросы, размышлять, искать альтернативы и делать выбор. Ходите в музеи и на квесты, посвящённые выставкам. Подсказками, как рассматривать картины, чтобы развить аналитическое мышление, мы делимся в этой статье.
4) Готовиться и искать информацию
Как помогает:
Предварительная подготовка: изучение биографии автора и понимание исторического периода, в который создана картина, помогает детям лучше понять контекст, увидеть новые смыслы в картине и её связь с историей, культурой и жизнью общества.
Что делать:
Сейчас найти в интернете историю написания практически любой известной картины очень легко. Узнавайте больше о биографии художника, его творческом пути, и делитесь интересными фактами с ребёнком. Выясните, в какой период жизни написана картина, чему она посвящена.
В книге «Коля в Третьяковской галерее» мама главного героя рассказывает сыну о художниках и картинах. Благодаря этому мальчик начинает видеть их по-другому и смотрит вдумчивее. К примеру, новый смысл для Коли открывается в работе Алексея Саврасова «Грачи прилетели», которую художник написал, когда умерла его маленькая дочь. Несмотря на серость пейзажа и унылую атмосферу зимы, небо с голубыми просветами и солнечным светом даёт надежду: людям – на лучшую жизнь, а природе – на приход весны. Поэтому при всей неприглядности ранней весны картина остаётся тёплой и светлой.
Источник фото: unsplash.com/Ben Mullins
На что ещё обращать внимание:
1) Форма картины. На горизонтальных полотнах, авторы обычно хотят показать масштаб происходящего. Как правило, такой приём используется для пейзажей или полотен с сюжетами. Вертикальные же картины обычно передают торжественное, парадное настроение, часто это портреты.
2) Цвета: они создают общее настроение картины, отражают характер персонажей, передают атмосферу происходящего.
3) Детали: что держат в руках герои? Если героев несколько, чем они отличаются. Какие эмоции у них на лицах? Что выражают их позы?
Источник фото: unsplash.com/Compare Fibre
Что нужно сделать перед тем, как писать эссе по картине?
-
Почитать об авторе, изучить материалы в интернете, специализированные сайты, подкасты (например, подкаст «Книжный Архипелаг», где мы много говорим об искусстве для детей и художниках), посмотреть видеоролики или документальные фильмы.
-
Почитать о периоде, в который автор написал картину. Что происходило в его жизни? В мире в целом? А в мире искусства?
-
Почитать о том, что сам автор говорил о своей картине.
-
Почитать, что говорили о картине современники.
-
Почитать историю картины: стала ли она известной сразу? Где выставлялась или находилась? Где сейчас находится эта картина?
- Увидеть картину вживую или попытаться найти хорошую репродукцию.
К сожалению, часто качество печати учебников оставляет желать лучшего, и дети просто не могут как следует рассмотреть картину, по которой нужно написать сочинение. В этом случае подготовиться к написанию эссе по картине также поможет книга Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее». Это виртуальное путешествие по одному из крупнейших художественных музеев мира с качественными репродукциями, историей создания картин и интересными фактами из жизни художников. Книга рассказывает, как знакомиться с искусством и учит не просто изучать картины, но и любить искусство.