История театра в России
Сегодня театр – неотъемлемая часть культуры мирового сообщества. В кассах можно купить билеты на оперу, балет, драму или кукольное представление. За сценой работают тысячи человек, и миллионы зрителей по всему миру смотрят любимые представления. Россияне гордятся своим театром: пьесы ставят режиссёры, получившие награды всемирных премий, а сценическая музыка по праву считается классикой.
Редакция издательства «Архипелаг» решила подробнее рассказать об истории театра в России.
Скоморохи и праздники
Первыми актёрами в российской истории были скоморохи – бродячие музыканты и акробаты, которые за вознаграждение исполняли танцы и пели на потеху публике. Обычно их приглашали на городские площади во время праздников, например, на масленицу, чтобы посмеяться над шутками и забавными выступлениями. Были среди них и артисты, которые путешествовали из региона в регион – так появились первые гастроли.
Вскоре скоморохи перешли на службу к монарху – открылся придворный театр. Они выступали на пирах и празднествах, надевали дорогие и красочные наряды, делали декорации. В отличие от представлений в городе, при дворе артисты не импровизировали, а заранее выстраивали сюжеты сценок.
Театр и православие
Церковь с осуждением относилась к скоморохам, которые ассоциировались с «дьявольщиной» и нарушением правил поведения. Священники считали процесс перевоплощения актёра в роль – грехом, так как человек переставал быть самим собой, а значит, не мог себя контролировать.
Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений. Их организовывали преподаватели и ученики духовных семинарий. Изучать религию было легче через представления – они схожи с обрядами.
Первый профессиональный театр
Первый профессиональный театр появился в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Государь пригласил международную труппу артистов, которые ставили представления на европейских языках. После смерти царя театр был закрыт.
Вместе с реформами Петра I в Россию снова приехали профессиональные зарубежные артисты, но вскоре и они остались не у дел – после смерти монарха о театре при дворе вновь забыли.
Во второй половине XVIII века императрица Елизавета Петровна ввела в моду маскарады, которые на тот момент уже были популярны в Европе. На них выступали иностранные актёры, и театр снова стал важной частью придворной жизни. Теперь на сцене ставили пьесы российского драматурга А.П. Сумарокова.
А в XIX веке каждый дворянин создавал домашний или крепостной театр, ставил пьесы и приглашал гостей на премьеры. Со временем театральные кружки появились даже в армии, где солдаты пробовали себя в сценическом искусстве.
Русский театр в XX веке
В 1898 году режиссёры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко создали Московский художественный театр, который стал революционным не только для российского искусства, но и для мирового театра. На сцене ставили пьесы А.П. Чехова, которые требовали от актёров нового подхода к игре: теперь артисты должны были чувствовать персонажа, быть им, перевоплощаться в другого человека.
Станиславский разработал систему, которая вскоре приобрела популярность во многих странах. Он ставил перед актёрами сверхзадачу – понять героя и рассказать историю от его лица. Ученики мастера продолжили использовать новый театральный подход, и количество зрителей в театрах с каждым годом росло.
В советские годы театр стал элементом пропаганды: декорации максимально приблизились к реальным интерьерам, а пьесы олицетворяли идеи марксизма и ленинизма. Во времена Великой Отечественной войны театр давал людям надежду, внушал чувство патриотизма.
Во второй половине XX века российский театр продолжил стремительно развиваться. В 1956 году режиссёр Олег Ефремов создал театр «Современник», в котором выступали молодые актёры с новаторскими спектаклями. Также одним из самых популярных театров в Москве считался театр драмы и комедии на Таганке, где выступал В.С. Высоцкий.
В 1980-х годах рок-опера «Юнона и Авось» принесла славу российскому театру и на родине, и за границей. Труппа отправилась на гастроли в Европу, а через несколько лет – в США, где собрала полные залы восторженных зрителей.
Театр в наше время
Сегодня сложно сказать, сколько театров в России, но искусство это популярно и любимо. Спектакли нередко вызывают споры критиков, их обсуждают в социальных сетях и СМИ.
В театры ходят всей семьёй, режиссёры ставят постановки для любой аудитории. Сказки и сюжеты из школьных произведений интересуют детей, которые хотят посмотреть вживую на любимых персонажей.
Литература – один из способов познакомить ребёнка с театральным миром. Рассказы о работе за кулисами и подготовке к представлениям помогут детям не испугаться нового места и получить удовольствие от игры актёров.
Из книги поэтессы Ирины Иванниковой «Идём в театр!» ребёнок узнает, как вести себя во время спектакля, кто придумывает сюжеты и мастерит декорации. Художница Мария Коротаева дополнила сборник яркими иллюстрациями, которые помогают проникнуться театральной атмосферой.