Как подготовить ребёнка к изучению поэзии в школе?
На YouTube-канале издательства опубликована запись эфира с писателем, поэтом и главным редактором «Архипелага» Михаилом Лукашевичем, во время которого он объяснил, почему дети со временем начинают ненавидеть стихи, и рассказал, как родители могут помочь ребёнку привыкнуть к «взрослой» поэзии.
Ниже мы собрали главные тезисы выступления и советы родителям:
-
Поэзия сложна для чтения – над ней нужно думать, учиться понимать. Школьнику трудно привыкнуть к словам и оборотам, которые используют поэты в текстах. Даже взрослому человеку, чтобы вникнуть в смысл, приходится искать метафоры и расшифровывать аллюзии.
-
В школе интересы детей не совпадают с темами, о которых писали классики. Ребёнок не захочет учить стихи о красоте летней природы, если за окном выпал снег. Да и сложно сходу понять произведение с большим количеством архаичных слов.
-
Цель учителя литературы – расширить кругозор, научить новому. При этом дома детям тоже нужно читать книги для общего развития.
-
Когда поэзия «пропадает» из жизни школьника на два-три года, ему труднее привыкнуть к взрослым стихотворениям. Чтобы вернуть ребёнку интерес к поэзии нужно «построить мостик между детскими и взрослыми стихами».
-
Необходимо покупать книги с подходящими возрасту маленького читателя стихами. Интересные иллюстрации и яркие обложки сразу привлекают внимание ребёнка, а толстые книги без картинок – отталкивают.
-
В 5-7 лет ребёнку можно предлагать поучительные, развивающие и смешные стихи. В этом возрасте дети начинают понимать шутки.
-
Малыши любят короткие стихи: считалки, скороговорки, истории на 4-6 строчек. Лёгкие стихотворные размеры быстро заучиваются и помогают развивать память.
-
Из юмористических стихов Михаил Лукашевич выделил произведения «Крыша ехала домой» Юнны Мориц, «Все бегут, летят и скачут» Даниила Хармса, «Физика Тузика» Алексея Зайцева и другие.
-
Также детям нравятся тематические стихи, например, о школе или детском саде. Издательство «Архипелаг» выпускает поэтические сборники о театре (Ирина Иванникова «Идём в театр!»), о зиме и новогодних праздниках (Ксения Валаханович «Зима-зима-зимагия»), о садике (Ксения Валаханович «Детский сад моей мечты»).
-
Полезно слушать стихи. Также на их основе создаются песни. Школьникам легче запоминать строчки стихотворений через музыку.
-
Стихотворения о природе нужно читать на прогулке, то есть «в контексте». Читаете о берёзе – остановитесь около неё в парке, читаете о дожде – смотрите на ливень за окном. Привязывайте стихи к реальности.
-
Прислушивайтесь к интересам ребёнка. Например, если после школы дети часто собираются во дворе, чтобы погонять мяч, они с удовольствием будут читать стихи на эту тему.
-
Знакомьтесь с новыми именами в современной поэзии. Расширяйте кругозор вместе с ребёнком.
Посмотреть запись эфира можно на YouTube-канале издательства.