Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

09.06.2023

«Только люди, верящие в чудеса, способны сами их творить»

Этой весной в «Архипелаге» вышло продолжение историй о необычной дружбе сказочных зверят курлика и муррлика. Придумала этих жителей фантастических земель, населённых также загадочными говорящими рыбами, любящими покой совениусами и неутомимыми слонозебриусами писатель, художник и педагог Виктория Топоногова. Подробнее узнать о первой части цикла можно здесь.

В новой книге «Курлик, муррлик и пещера художника» тёзки Шустрики вновь отправляются в путешествие, но на этот раз им нужно отыскать не дорогу домой, а путь к самим себе. Написанные с большой любовью и чуткостью истории расскажут юным читателям о том, как важно развивать свои таланты, поддерживать близких и уметь слушать и слышать друг друга.

Из нашего интервью с Викторией вы узнаете, как из обыкновенных лесных жителей рождаются фантастические звери, как особенности превращаются в сильные стороны, а способности – в таланты и как важно не терять самообладание и оставаться человеком даже в самых сложных ситуациях.

Почему вы решили населить мир не обычными крокодилами, волками, слонами и так далее, а придуманными, фантазийными существами (кроковели, волкушики, муррлики, черехолы)? Хотелось ли просто удивить читателя, предложить ему что-то новенькое, неожиданное, или за этим приёмом кроется какая-то более глубокая причина?

В принципе, если уж изначально появились выдуманные персонажи курлик и муррлик, то и остальные обитатели сказочного мира должны быть не совсем обычными. А чтобы это не были какие-то абстрактные злюки (кошмар для художника-иллюстратора), я дала некий намёк на обычных хищников – волков и крокодилов. И читателю легче представить, и художнику нарисовать. Но в целом характеры их очень сильно трансформированы уже благодаря названиям. А когда мы знакомимся с ними поближе, то от волков и крокодилов, по сути, остаётся только внешняя оболочка.

Теперь вот думаю, что слишком мало внимания уделила горластому черехолу, пузатому зевериусу, а также вешней пошенке с красными лапками. В этих названиях уже никаких отсылок, чистая волшебная фантазия, игра со звуками. Я в таких случаях долго катаю слово на языке, пробую на вкус, изучаю форму, пластичность, лёгкость в произношении, ассоциативный магнетизм и характер нового слова. А уже потом отпускаю на страницы книги.

Кстати, тут отдельное спасибо русскому языку, нашему удивительному языку-конструктору. Он позволяет играть с суффиксами и окончаниями, при помощи которых можно кардинально менять характер персонажа. Например, берём простое слово «цыплёнок» и пытаемся с ним поиграть. Что первое приходит в голову? «Цыплёночек». Всё? А как же «цыпик», «цыпчик», «цыпарик», «цыпуняшка», «цыпуль», «цыпунчик», «цыпсель», «цыпище»? Или вот, например, слово «лис». А почему не «лисяндра», «лисиус» или «лисец»? А давайте возьмём жаб. «Жабесса» и «жабияка» – это же настолько разные виды, характеры, образы жизни! Всё, останавливаюсь, а то новую сказку сейчас пойду сочинять.

Чем для вас как для автора привлекателен сказочный мир курликов и муррликов? Какие идеи благодаря ему удаётся лучше всего донести до читателей?

Для меня этот сказочный мир значит очень много. Но, если честно, мне больно вспоминать, как он появился на свет. В тот момент окружающая действительность оказалась не совсем такой, как хотелось бы или казалось правильным. Мир всё больше погружался в абсурд, но не забавный, а однозначно опасный для психики и здоровья людей в целом.

Моя сказка – это, видимо, ответ на то безумие, которое творится вокруг. Я начала писать её весной, когда земля стала очищаться от снега, а у людей и других живых существ появилась смутная надежда на лето. Все педагоги знают, что весна – это самое тяжёлое время, время максимально накопленной усталости. И вот в это время я начала писать для себя сказку, как альтернативную реальность, как окошко в лучший мир. И книга получилась тоже про весну, только сказочную.

Кстати, я считаю эту историю очень терапевтической. Курлик и муррлик помогли пережить непростые для меня времена, буквально «вытащить себя за волосы из болота». Я в неё играла, просто играла, не выстраивая заранее сюжет. Собственно, я писала её для себя, спасаясь творчеством и юмором, без особой надежды опубликовать. Эта история ведь тоже абсурдна. Но в ней абсурд весёлый, креативный, помогающий понять, что всё не так однозначно, как кажется, что в любой безвыходной ситуации есть выход, просто не всегда сразу заметный. Я думаю, этот подслой чувствуется за основным сюжетом о том, как подружились два совершенно непохожих существа.

В моём сказочном мире можно заговорить зубы страшным кроковелям, но ведь и в нашей обычной жизни это иногда срабатывает. То, что смеяться и есть одновременно невозможно – абсолютная правда. А поэтому чем больше в мире доброго юмора, тем лучше будет этот мир. Для меня творчество – поиск выхода из чего угодно вверх, только вверх, к свету и любви.

По каким законам существует созданная вами вселенная? И какие из правил жизни сказочных зверят вам хотелось бы чаще встречать в реальной жизни?

О, как это приятно слышать: «созданная мною вселенная». Значит, всё-таки она существует. На самом деле это очень простая и в то же время многослойная вселенная. Есть вещи и события, которые мы видим на поверхности, а есть идеи, которые словно просвечивают сквозь внешний слой, но именно они делают истории про курлика и его друзей живыми и актуальными.

Искусство, если смотреть упрощённо, бывает двух видов: отражающее реальность и создающее реальность. Например, прекрасные, сильные книги о войне, о том, чего мы не должны забывать, чтобы это не повторилось – первый вид. А вот изощрённое изобретение новых кошмаров, которые могли бы случиться – второй. И в последние десятилетия человечество сильно поднаторело именно в изобретении кошмаров. Настолько сильно, что они начали воплощаться.

Я отношу свои сказки к тем, которые творят мир. Не в том смысле, что скоро в нём заведутся курлики (хотя почему бы и нет?), а в аспекте нравственном, можно сказать. В моих сказках добро побеждает, и хотелось бы, чтобы это почаще происходило и в жизни.

Я пишу сказки для тех, кто не побоится сохранить в себе изначального ребёнка – чистого, честного, пусть даже немного наивного, но верящего в добро и чудеса. Ведь только люди, верящие в чудеса, способны сами их творить. Да, со мной случалось немало удивительных историй, и я знаю, о чём говорю. В моих книгах про курлика и муррлика нет ни колдовства, ни волшебных предметов, и всё же чудеса в них случаются буквально на каждом шагу. Такие ежедневные удивительные вещи происходят и с каждым из нас, но мы слишком часто их не замечаем или считаем случайными совпадениями. А если чудеса не замечать, они ведь могут и обидеться...

Что-то вроде своего творческого девиза я выразила в стихотворении:


ТВОРИТЕ НОВЫЕ МИРЫ

Творите новые миры,
Они не требуют предлога.
Им надо только, чтобы Бога
В них было больше, чем игры.
Дерзайте, если вам дано,
Поскольку мысль – материальна.
И пусть сперва – не идеально…
Но главное – не всё равно.
Творите новые миры
И добивайтесь совершенства,
Хоть ваши виды на блаженство
Невоплотимы до поры…
Не верьте только, если вам
Предложат мир, уже готовый…
Он только выглядит, как новый,
Но расползается по швам.
Творите новое из дыр,
Из пустоты, она – основа.
И пусть ваш мир, – прекрасный, новый, –
Спасти поможет этот мир.





Как бы вы сами охарактеризовали жанр этой истории? Может быть, на что-то ориентировались при написании?

По жанру, я думаю, это сказочная повесть. А если искать параллели с другими историями, то мне кажется, курлик и муррлик психологически похожи на комедийный тандем актёров из французского кинематографа: Пьера Ришара и Жерара Депардье, когда они играют в «Невезучих», «Беглецах», «Папашах». Но эту параллель я заметила уже тогда, когда первая история была написана, и я не ориентировалась на неё специально.

А вот тема путешествий мне очень близка, и я нередко использую её в своих текстах. Когда герой какими-то обстоятельствами выбивается из привычной реальности, он начинает проявляться гораздо активнее, чем в обычной жизни. Я сама прошла многолетнюю туристическую школу и знаю, что многие люди знакомятся с самими собой именно в путешествиях, где приходится полностью нести ответственность за свои поступки. Только попав в сложную ситуацию, иногда буквально на грани жизни и смерти, можно понять, справишься ты с нею или нет, есть ли у тебя для этого силы. Вот и мои герои, лишённые привычного окружения, становятся по-настоящему самими собой, проявляются. Причём неожиданно как для себя, так и для автора.

Ваши герои не понаслышке знают, каково это жить в лесу и около водоёмов. А сталкивались ли вы с необходимостью выживания в дикой местности? У вас есть книга, посвящённая сплавам по реке, да и знакомство героев начинается именно с непреднамеренного «купания» курлика в быстром ручье. Есть ли в этих сюжетах частичка личного опыта?

Удивительно, но в один год с повестью «Держись, Курлик вышли ещё две мои книги в других издательствах, и во всех трёх историях немалую роль сыграла река. А заметила я это уже потом. Да, я действительно несколько лет занималась туризмом, преимущественно водным. Ходила с группой на байдарках и катамаранах по различным рекам и озёрам тогда ещё Советского Союза. Мы побывали на Урале, в Саянах, в Карелии, в Эстонии, на Кавказе, в Украине. Это совершенно незабываемый опыт жизни, когда понимаешь, как мало тебе на самом деле надо, чтобы быть счастливым.

Конечно же, за свою туристическую жизнь я несколько раз попадала в сложные ситуации. Иногда специально. Например, совершила два одиночных похода. Не слишком далеко, в ближнее Подмосковье. Цель была – просто переночевать одной в лесу и почувствовать, как это. Но в первый раз у меня даже палатки не было. Был спальник, большой непромокаемый чехол, в который я этот спальник затолкала, и ветровка на голову и руки, чтобы комары не съели.

Да, ощущения были незабываемыми. А я же ещё умудрилась забраться в ельник, который, оказывается, всю ночь поскрипывает и потрескивает, будто ходит кто-то совсем рядом, большой, невидимый. От одиночных походов я ожидала чего-то вроде единения, слияния с природой, а оказалось, что нет – когда ты один в лесу, ты буквально чувствуешь, что заканчиваешься ровно там, где заканчивается твоя кожа. А в городе эта грань размыта. Тут больше единения, но не с природой, а с другими людьми. Даже туристическая группа в лесу создаёт некий общий энергетический кокон, в котором все чувствуют себя более защищённо. В одиночном походе всё иначе.

Кстати, моё поступление в Литературный институт (Литинститут им. А.М. Горького – Прим. ред.) было после этих одиночных походов, и во вступительном сочинении я на полную катушку использовала полученный опыт, добавив ещё немного фантазии. Заработала пятёрку. Так что всё пригодилось.

А ещё я однажды в походе чуть не утонула. Байдарка перевернулась, и я оказалась под водой. В первый момент я попробовала отстегнуть специальную «юбку», которая не давала воде заливаться в лодку, но резинка на ней была старая, её много раз подтягивали и завязывали, и она превратилась в верёвку, которую не очень-то сдёрнешь. Я рада, что сумела побороть панику, втянуть обратно выпученные глаза и надутые воздухом щёки, а потом медленно, обдирая ногти, отцепить свою «юбку», поскольку это был единственный правильный путь. И теперь я знаю, что делать с паникой. В общем-то, тонула я кроме этого ещё пару раз, и опять же всё кончилось хорошо. Так что падение курлика в воду я, можно сказать, взяла из своего опыта.


Идея для новой части родилась по горячим следам или спустя время? В начале книги кажется, что она вся будет, как и первая часть, посвящена вопросам дружбы, но по мере развития сюжета оказывается, что она затрагивает сразу несколько глубоких вопросов: раскрытия творческого потенциала, самореализации людей с особенностями развития и т.д.

Идея второй книги появилась спустя какое-то время. Мне очень не хватало моих героев, и хотелось посмотреть, как там у них дела. Заглядываю, а там – о ужас! – муррлики собрались охотиться на курликов. Не могла же я это оставить как есть! Пришлось срочно писать вторую часть и спасать моего бедного беззащитного курлика. И кому же, как не муррлику, можно было поручить это дело?

Плана развития истории у меня опять не было, но друзья справились и вырулили куда надо. Они снова отправились в путешествие, где совершенно неожиданно встретили свою знакомую – слонозебриуса Вишенку. Честно говоря, я думала, что и волкушики с кроковелями пожалуют, но они не соизволили. Зато появились новые персонажи – совениусы. И с одним из них, Сейвой, у наших героев завязалась настоящая дружба.

Само собой, не обошлось в истории без сложностей. Но если в первой книге нашим друзьям было необходимо буквально выжить в лесу, то теперь они начали решать совершенно другие вопросы. И тоже нестандартно, с долей юмора и находчивости. А ведь разобраться со своими внутренними противоречиями ничуть не менее важно, чем с внешними проблемами. Более того, зачастую именно внутренние неправильные установки и ведут к внешним конфликтам. В моей книге комплексы Вишенки по поводу её лишнего веса курлик успешно выправил при помощи пения, но оно, в свою очередь, принесло новые проблемы, с которыми тоже пришлось что-то делать. А вот совениус Сейва, невзирая на глухоту, самостоятельно нашёл свой собственный путь и даже сумел помочь другим.

Глухота Сейвы становится для него не препятствием, а скорее стимулом к развитию. Да и в целом он очень гармоничный, уравновешенный и даже мудрый персонаж, несмотря на все его проблемы. Как к вам пришла идея добавить такого героя в историю? Есть ли у вас знакомые люди (дети или взрослые) с тугоухостью или другими особенностями развития?

Очень часто люди, физически обделённые в чём-то, компенсируют этот недостаток усиленным развитием других функций, и достигают в своей деятельности немалых высот, совершенно нивелируя какие-то «особенности». Некоторые делают это настолько хорошо, что окружающие даже не догадываются об их проблемах. Поэтому возникновение в сказке совениуса Сейвы я считаю большой удачей. Он не только научился читать по губам (и клювам), но нашёл кое-какие плюсы в своей глухоте. Например, то, что тишина не мешает думать.

Я сама люблю находиться в тишине и никогда не включаю «фоновую» музыку или телевизор. Ведь думать гораздо лучше тогда, когда ничто не перебивает собственные мысли. Вот и Сейве тишина пошла на пользу: он нашёл занятие, не требующее слушания – живопись. Именно в ней он воплощает своё понимание красоты окружающего мира. И каким-то удивительным образом Сейва научился не спорить с другими, пытаясь понять их точку зрения. Мне кажется, что я сама могла бы многому у него научиться. 

Не последнюю роль в жизни персонажей, развитии и раскрытии их талантов, играет творчество. Как вы подбирали дело для каждого героя? Чем руководствовались при выборе?

Когда у курлика оказался прекрасный музыкальный слух, мне пришлось с ним нелегко. Дело в том, что у меня на ушах, похоже, отплясывала целая толпа медведей. Я не в состоянии сказать, какая из двух соседних нот выше, а какая ниже. Не говоря уже о том, чтобы их пропеть, – это вообще за пределами моих возможностей. Поэтому, написав кусок про хор волкушиков, я отправила его своей подруге, которая является регентом церковного хора, с просьбой вправить косяки и подсказать правильные слова. Она согласилась, а заодно поддержала меня морально, сказав, что история ей очень нравится.

Вот в живописные таланты совениуса Сейвы я смогла вложить немножко себя как художника, с этим мне было легче. А когда я представила себе, как неудобно рисовать, стоя на одной ноге, да ещё и держа в клюве скорлупку с краской, даже посочувствовала ему.

Талантом муррлика является, наверное, здравомыслие и разумная осторожность. Ведь спасать приятеля из всех передряг приходится именно ему. И хотя курлик порой обвиняет его в трусости, это совершенно не так. Вот курлик от полноты чувств и неуёмной энергии склонен совершать необдуманные поступки, а выручать его приходится муррлику. Но если бы не курлик с его безрассудностью, путешествия друзей были бы куда скучнее.

Слонозебриус Вишенка открыла в себе сразу несколько талантов. Сперва она под руководством курлика научилась музыкально трубить хоботом. Потом Вишенка прониклась живописью совениуса и стала активно помогать ему. А ещё она научилась… мурлыкать. Да, я сама очень удивилась, когда это произошло. Но, как потом оказалось, к этому явлению всё довольно логично шло.

Кстати, в книге есть ещё один загадочный персонаж – говорящая рыба Фурус. И эта рыба иногда произносит удивительные вещи. Они, вроде бы, не влияют на сюжет, но добавляют оттенков общему настроению книги.

Ваши герои многому учат детей. А чему бы вы сами хотели у них поучиться? Кто из персонажей кажется вам ближе всего по характеру, складу ума, интересам?

Что-то мне подсказывает, что курлик и муррлик – это две разные грани моего собственного характера. Мой внутренний курлик всегда готов лететь навстречу приключениям, он склонен к спонтанности и способности «сперва ввязаться в драку, а потом уже разбираться». А муррлик потом всё разруливает и раскладывает по полочкам. Да, и именно спокойствие моего внутреннего муррлика помогло мне справиться с теми ситуациями, в которые я попадала благодаря внутреннему курлику. И я рада, что они во мне дружат, а не наоборот. Во второй книге я познакомилась с говорящей рыбой Фурусом и совениусом Сейвой. Возможно, они тоже какая-то часть меня, но ещё более глубокая. И я чувствую, что мне можно многому у них научиться.

Так что получается, благодаря этой истории я начала понимать собственные эмоциональные и ментальные процессы, – то, какой путь они проходят от неких абстрактных идей до реального физического воплощения. 

Кому бы вы посоветовали прочитать истории о приключениях Шустриков, Вишенки и Сейвы?

На первый взгляд, эта история для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но она имеет несколько смысловых слоёв. Да, для детей это просто весёлая сказка, но подспудно они учатся очень многому, например, дружбе, умению понимать другого, пусть даже очень непохожего на тебя самого, и, конечно же, творческому подходу в самых разных обстоятельствах.

Парадоксально, но это история и о том, как оставаться человеком в любых условиях. Даже если ты маленький курлик или глухой совениус.

А иногда мне кажется, что эта история о том, как выжить в нашем мире и не свихнуться. Именно в нашем мире, а не сказочном, поскольку при желании все описанные ситуации можно найти в реальной жизни.

Поэтому я считаю, что эту книгу можно рекомендовать и детям, мечтающим о забавной сказке, и людям с проблемами в общении, и «особенным» людям, пытающимся осознать собственную уникальность и ищущим своё призвание в этом мире. Очень надеюсь, что взрослые, читающие эту книгу своим детям, почерпнут в ней что-нибудь и для себя.

Просто откройте её, как волшебную дверь, и впустите в свой мир эту добрую сказку.