Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

11.12.2020

Об игре в слова, прогулках и специальной литературе

7 декабря на портале Культура.РФ  и на странице Детского зала Библиотеки иностранной литературы  в Facebook состоялась очередная виртуальная встреча с Михаилом Лукашевичем и Светланой Смольняковой.

На этот раз речь шла о методах развития словарного запаса ребёнка, мифах связанных с этим процессом, специальной литературе и советах для родителей.


Мы собрали для вас самые важные тезисы эфира:

  • Словарный запас может быть активным и пассивным. Пассивный – слова, которые мы знаем, знакомы с их значением. Активный – слова, которые мы можем свободно использовать в письменной и устной речи.

  • Более богатый словарный запас позволяет чётче выражать свою мысль, это даёт преимущества при коммуникации. Владея большим количеством слов, проще понять собеседника (по большей части это касается именно пассивного словарного запаса).

  • В эпоху интернет-коммуникаций большего успеха добиваются те, кто умеет создавать более качественный контент. Причём это касается не только профессиональных копирайтеров и SMM-специалистов, но и людей, оказывающих профессиональные услуги – им всё больше приходится заниматься своим продвижением в соцсетях.

  • Норма словарного запаса: до года – 5-10 слов, 1-2 года– 50-200 слов, 2-3 года – 800-1000 слов, к 6-7 годам – около 3500 слов. Чтобы успешно осваивать программу, словарный запас ребёнка должен составлять 3500-7000 слов. Словарный запас современного взрослого человека – 4000-10000 слов.

  • Лучший способ расширить словарный запас ребёнка – много с ним общаться. Для детей – любое слово новое и интересное, они не делят их на сложные, с точки зрения смысла, и простые. Малышей цепляет всё необычное: им любопытно, как называются насекомые, динозавры, рыбы, различные устройства и машины и т.д. Поэтому даже очень маленьким детям полезно показывать картинки в энциклопедиях и называть нарисованные предметы и животных.

  • Очень часто родители вместо того, чтобы использовать книгу как инструмент расширения словарного запаса, пытаются наоборот оградить ребёнка от незнакомых слов. Но если читать только те тексты, в которых всё понятно, лексикон пополняться не будет.
  • В книге «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек»  Михаила Лукашевича  описан опыт прогулок с ребёнком. Книга учит тому, что надо с любопытством смотреть на окружающий мир, узнавать новые понятия и через это расширять словарный запас.

  • Если смысл слова понятен из контекста, то можно не останавливаться во время чтения. Если же ребёнок сам спрашивает значение слова, то однозначно нужно объяснять. Если вы сами не в полной мере понимаете, что значит то или иное слово (а так бывает очень часто), лучше посмотреть в словаре.

  • У детей следует вырабатывать привычку проверять себя, пользоваться словарями и прочей справочной литературой. В начальной и средней школе этот навык будет полезен, так как в более сложной школьной литературе очень часто приходится обращаться к сноскам и справочникам.

  • Нужно давать ребёнку возможность высказаться, поделиться своими впечатлениями. Так он учится использовать свой словарный запас, структурировать свою речь, строить ёмкие и понятные предложения.

  • От словарного запаса во многом зависит и наша способность отгадывать загадки. Увлечь ребёнка загадками можно при помощи книги «Русские народные загадки в картинках»  популярного художника и автора «занималок» Зины Суровой.

  • Для того чтобы научиться более тонко чувствовать значения слов, улавливать взаимосвязь между различными словами и предметами, нужно читать короткие стихотворения. Для маленьких детей лучше всего подойдут стихи прикладных жанров, например считалки. Например, в книге «За волной волна»   Михаила Лукашевича  есть считалка про балкон:

    У бабули на балконе
    Жили куры, козы, кони,
    Кошки, кролики и… слон?
    Слон, уйди с балкона вон!

    Такое забавное короткое стихотворение позволяет обсудить с ребёнком, почему слон не подходит в приведённый ряд: куры, козы, кони кошки, кролики.

  • Детям 7-10 лет подходит поэзия абсурда. Как правило, если дети могут понять такие стихотворения и посмеяться над ними, то их словарный запас достаточно развит. Стихотворения данного жанра можно найти в другой книге Михаила Лукашевича   - «Очумелый птиц».

  • Прогулки, работа со словарями и прочее – это в первую очередь активация словарного запаса (то есть перевод слов из пассивного словаря в активный). Один из важнейших методов активации – игра в слова, которая очень часто используется в поэзии. Яркий пример стихотворение «Зимальчики иль девочки» из книги «Зима-Зима-Зимагия»  Ксении Валаханович. Популярная детская поэтесса виртуозно жонглирует словами: в этом стихотворении по заснеженным улицам бродят смехотётеньки и холодяденьки, а зимальчики и льдевочки носят январежки и смешапочки.

  • Ещё один продуктивный способ активации лексикона – игра в различные языковые игры, требующие применения логики: «Данетки», «Крокодил», «Антонимы», «Эрудит» и т.д.

Все вышеперечисленные книги доступны к заказу на сайте издательства  и в интернет-магазинах Wildberries  и Ozon.