Когда пора идти к логопеду?
Любой родитель с нетерпением ждёт, когда его чадо начнёт издавать первые членораздельные звуки и составлять из них слова. Как правило, в возрасте 3-4 месяцев все малыши забавно каверкают знакомые им сочетания букв и звуков. Это безусловно поднимает настроение всем окружающим. Однако всё хорошо в меру и на конкретном этапе развития.
И сегодня мы расскажем вам, когда же надо начинать беспокоиться и какие звоночки в процессе освоения родной речи можно считать по-настоящему тревожными?
Логопеды могут решать проблемы, связанные далеко не только с произношением тех или и иных звуков. Именно поэтому рекомендуется посещать их перед первым походом в детский сад или школу. В такие важные для ребёнка периоды специалист поможет определить, насколько его владение языком соответствует возрасту.
При этом желательно обратиться к логопеду заранее, чтобы при необходимости у вас был запас времени на исправление различных дефектов речи.
В каких же случаях к специалисту надо идти обязательно?
Речевой аппарат ребёнка формируется постепенно. В первые годы жизни дети учатся произносить простейшие звуки «а», «о», «б», «п», «м». В 3-4 года – звуки «ц», «с», «з», в 4-5 лет – «г», «ж», «к», «х», «ч», «ш», «щ». И только к 5-6 годам осваивают такие сложные звуки, как «л» и «р».
Таким образом, если у ребёнка в 4 года возникают сложности с произношением звука «р», беспокоиться не стоит. Однако, если подобные проблемы не исчезают к школьному возрасту, стоит обратиться к логопеду. Старайтесь внимательнее прислушиваться к речи ребёнка, чтобы вовремя отследить некоторые нюансы:
1. Заикание
В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются, произнося начала слов и предложений. Это происходит потому, что их словарный запас ещё слишком мал. Они часто задумываются, подбирая нужное слово и вспоминая правильное произношение. С увеличением лексикона эти проблемы решаются.
2. Шепелявость
Это нарушение артикуляции присуще многим детям, осваивающим речь. Со временем оно сходит на нет. К специалисту же стоит обратиться, если ребёнок продолжает шепелявить в 5-6 лет.
3. Длинные паузы
Эта проблема также связана с недостаточным словарным запасом ребёнка. Пытаясь найти подходящее слово, малыши делают длинные паузы между словами в предложениях. Это тоже легко решить, увеличивая количество известных слов.
Что могут делать родители, чтобы проблем с артикуляцией не возникало?
Иногда дефекты в произношении появляются из-за неуверенности в себе или волнения. Именно поэтому следует избегать давления на малыша, во время освоения им родной речи. Каждый ребёнок изучает язык в своём темпе.
Совместное чтение помогает сделать процесс более интересным и продуктивным. Читая своему ребёнку, вы не только покажете ему, как правильно произносить слова, но и познакомите с новой лексикой.
Старайтесь вместе учить различные песенки, стихотворения, потешки и считалки. Они очень хорошо помогают тренировать произношение сложных и простых звуков, а также их сочетаний. В качестве первой книги считалок для ребёнка отлично подойдёт авторский сборник современных считалок Михаила Лукашевича «За волной волна».
Также не пренебрегайте разговорами с детьми. Вы можете общаться в процессе прогулок, по пути в школу или садик, а также во время совместных обедов и ужинов. Такое общение тоже станет отличной тренировкой для речевого аппарата ребёнка.