10 удивительных фактов об искусстве
Совсем скоро в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» музеи и галереи откроют свои двери для всех, кто хочет заглянуть за кулисы творчества. Это особенное время, когда картины, архитектура и памятники становятся не просто экспонатами, а хозяевами, приглашающими в гости.
«Ночь искусств» – отличный повод провести вечер всей семьёй и вдохновиться красотой, а чтобы заинтересовать детей искусством, можно заранее открыть для них несколько удивительных секретов о картинах, скульптурах и архитектуре. Мы собрали десять фактов, которые покажут, каким ярким, смелым и по-настоящему волшебным бывает искусство.
1. Перфекционизм да Винчи
Леонардо да Винчи был перфекционистом: он мог годами исправлять один мазок и никогда не считал свои работы завершёнными. Например, «Мону Лизу» он писал больше десяти лет и повсюду возил с собой, всё время дорабатывая. А в 1481 году монастырь Сан-Донато-а-Скопето заказал ему картину «Поклонение волхвов». Леонардо взялся за работу, но увлёкшись поиском идеального решения, так и не закончил полотно. Монахи не стали долго ждать и отдали заказ другому художнику – Филиппино Липпи. И сегодня в галерее Уффици можно увидеть две версии одного сюжета: завершённый заказ Липпи и незаконченный эскиз да Винчи.
2. Драгоценный синий цвет
В Средние века ярко-синий пигмент из полудрагоценного камня лазурита (ультрамарин) был настолько дорог, что его цена на вес была выше золота. Художникам приходилось применять ультрамарин очень экономно. Пигмент из лазурита используется в красках и сейчас, но только в высококачественных, поскольку его производство всё ещё очень трудоёмкое и дорогостоящее.
3. Вторая жизнь мрамора
Знаменитая статуя «Давид» Микеланджело возникла из куска мрамора, который другие мастера признали непригодным для работы. Скульпторы Антонио Росселлино и Агостино ди Дуранте отказались от этого камня из-за плохого качества, и блок простоял под открытым небом около 25 лет. В 1501 году Микеланджело решился доказать, что дело не в материале, а в умении. Он бросил вызов судьбе и создал один из самых совершенных образов в истории искусства из того, что другие сочли браком.
4. Легенда о Сикстинской капелле
Часто говорят, что Микеланджело рисовал потолок Сикстинской капеллы, лёжа на спине. На самом деле это миф: мастер работал стоя. Художник собственноручно сконструировал специальные подмости (леса), которые позволяли ему удобно располагаться под сводом и работать, глядя вверх.
5. Тадж-Махал – здание-«хамелеон»
Мраморный мавзолей Тадж-Махал меняет цвет в зависимости от времени суток и освещения. При свете полной луны мрамор кажется холодно-серебристым и голубоватым. На рассвете он светится розоватым или золотистым оттенком, днём сверкает ярко-белым, а к закату окрашивается в тёплые золотисто-розовые тона. Этот эффект создаёт особый мрамор «макран», использовавшийся при возведении здания. Он отражает свет по-разному в зависимости от его силы и угла падения.
6. Сияющая пирамида
Мало кто знает, что когда-то пирамида Хеопса в Египте сияла белым цветом, словно была сделана из мрамора или льда. Когда её только построили, стены покрыли гладким слоем белого полированного известняка, из-за которого создавался эффект свечения. Сейчас гладкий слой стёрся, и пирамида выглядит шероховатой, но в древности она походила на блестящую гору, устремлённую к небу.
7. Фундамент на сваях
Под величественным Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге скрыто инженерное чудо: его удерживают более 14 тысяч деревянных свай. Это обеспечивает устойчивость сооружения: сваи вбиты в плотные слои грунта и соединены перекладинами. Такое решение было жизненно необходимо, ведь город построен на болотистой почве. Без этих невидимых опор тяжёлый храм мог бы просесть или сместиться.
8. Случайный кузнечик
Реставраторы часто находят насекомых или части растений на пейзажах, которые обычно пишутся на природе. Например, на картине «Оливковые деревья» Ван Гога более 120 лет находился засохший кузнечик, влипший в краску еще при жизни художника. Реставратор Мэри Шефер обнаружила его, когда готовила полотно для съёмки каталога французской живописи. Сначала она приняла насекомое за листок, но при ближайшем рассмотрении поняла, что это маленький кузнечик.
9. Искусство на Олимпийских играх
С 1912 по 1948 год на Олимпийских играх, помимо спортивных состязаний, соревнования проходили ещё в пяти категориях: архитектура, литература, музыка, живопись и скульптура. Поначалу категории были общими, но со временем разделились на подвиды. Стать олимпийским чемпионом можно было в одном из родов литературы: драме, лирике или эпосе. В музыкальном конкурсе появились оркестровая и инструментальная музыка, сольное и хоровое пение; в живописи – рисунок и графический дизайн, скульптуру поделили на статую, рельеф, медали и спортивные значки, а к архитектуре добавилось градостроительство. Позже от этих конкурсов отказались, чтобы Олимпиада осталась чисто спортивным событием, но когда-то творцы, как и спортсмены, поднимались на пьедестал и получали медали.
10. А гвозди где?
Церковь Преображения Господня на острове Кижи – деревянный храм с 22 куполами. По легенде, его построили без единого гвоздя. Однако в петлях, на которые вешают двери, гвозди всё же есть, как и в церковных куполах. Но непосредственно в срубе – деревянном «теле» церкви – гвоздей и в самом деле нет. Все брёвна стыкуются особым способом, без металлических скоб – как детали конструктора. Такое деревянное чудо зодчества держится на мастерской работе плотников, а не на железе.
Искусство не всегда бывает строгим и серьёзным – в нём есть место открытиям, загадкам и капельке волшебства. Этот мир полон чудес, и многие из них можно увидеть своими глазами на выставках, в музеях и галереях. А чтобы подготовиться к первому погружению в этот волшебный мир вместе с ребёнком, можно обратиться к книге Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее».
Коля с мамой идут в Третьяковскую галерею. Мама рассказывает Коле о выдающихся художниках и их полотнах, учит его обращать внимание на детали и размышлять о том, что изображено на холсте. Книга помогает взглянуть на картины под новым углом, узнать тайны великих мастеров и понять: искусство может быть доступно всем – и взрослым, и маленьким мальчикам, и даже марсианским роботам!
Приобрести книгу можно на сайте издательства в разделе «Каталог».