Как развивать навык смыслового чтения?
22 мая на конференции «Что и как читают наши дети» в Российской государственной детской библиотеке
Светлана Смольнякова, директор издательства «Архипелаг», представила доклад на тему
«Смысловое чтение как ключ к формированию критического мышления и повышению читательской грамотности».

Одной из главных тем обсуждения стал вопрос: «Почему современные дети испытывают трудности при работе с текстом?». Помимо очевидных причин – снижения мотивации, недостаточного словарного запаса, неумения анализировать прочитанное – Светлана выделила другие не менее важные факторы. Большая их часть связана с тем, как организована повседневная жизнь ребёнка вне школы.
Какие же проблемы возникают на пути к смысловому чтению?
1. Отсутствие внимательного слушателя
Очень важно, чтобы у ребёнка был человек, с которым можно поговорить, обсудить, пересказать, поделиться впечатлением или даже поспорить. Это должен быть внимательный, доброжелательный слушатель, искренне заинтересованный во мнении ребёнка и уважающий его. На эту тему можно почитать, например, книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?».
2. Досуг ребёнка не связан с текстами
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с текстами: на выставке – подписи к картинам, в музеях – истории экспонатов, в играх – инструкции, в путешествиях – таблички и путеводители. Умение искать и понимать информацию в разных форматах – это и есть функциональная грамотность.
Чем чаще ребёнок сталкивается с такими ситуациями, тем естественнее для него становится воспринимать чтение как способ понимать мир и развивать интересы.
3. Нет навыка самообучения
Навык самостоятельного обучения – один из важнейших в XXI веке. Этому можно учиться с детства: читать инструкцию к конструктору, правила игры, перепроверять, правильно ли понял, перечитывать при необходимости.
Ребёнок учится осознавать, как он запоминает, делать заметки, строить ментальные карты, планировать действия. Всё это напрямую связано с развитием смыслового чтения.
4. Ограниченный круг общения
Если ребёнок мало общается вне школы, у него нет интересного кружка, клуба или компании по интересам, он оказывается в изоляции от интеллектуального и эмоционального обмена.
Книжные клубы, творческие объединения, совместная проектная деятельность – это те самые «перекрёстки интересов», где ребёнок может открыть для себя новые темы, авторов, форматы, и – главное – понять, что общение на тему прочитанного может быть увлекательным.
5. Отсутствие внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – будь то кружок по выжиганию или проектная работа – даёт возможность самовыражения и формирования устойчивого интереса. Даже если это не связано напрямую с подготовкой к школе или олимпиадам, такие занятия помогают развить навыки, которых нет в школьной программе.
6. Отсутствие примера в семье
Если в семье не читают и не обсуждают книги, ребёнку сложно понять, что чтение – это удовольствие и способ проживать яркие эмоции.
Важно делиться с детьми: рассказывать, что вас удивило, вдохновило, порадовало, какой закат показался особенно красивым, что понравилось в музее. Говорите о положительных эмоциях – это учит ребёнка замечать хорошее и делиться своими мыслями.
7. Установка на «самородка»
Часто родители думают, что хорошая речь – это талант. Что если у ребёнка есть способности, они проявятся сами собой. Но устная и письменная речь развиваются через регулярную практику. Прогресс – это результат длительной, планомерной работы, а не вспышка вдохновения.
В завершение хочется сказать родителям: поддерживайте себя. Находите ресурсы, которые вас вдохновляют, бережно относитесь к своим интересам. Потому что ваша энергия, ваша любознательность передаются детям.
Желание узнавать новое, читать, думать и развиваться рождается именно в домашнем окружении. А главное окружение для ребёнка – это вы.
Также за новостями издательства, рекомендациями по изучению искусства с детьми, посещению музеев и чтению можно следить в телеграм-канале Светланы Смольняковой.