Развиваем ребёнка: зачем читать младенцам книги вслух?
Хотите, чтобы у вашего ребёнка был развитый интеллект, эмпатия и навыки критического мышления? Тогда читайте ему вслух с самого рождения! О том, что это даёт детям и родителям в эфире подкаста «Книжный Архипелаг» рассказала логопед с 16-летним стажем, блогер и специалист по развитию малышей Алёна Кравчун. Публикуем самые интересные тезисы беседы с ведущей подкаста Светланой Смольняковой.
Каким образом чтение вслух развивает ребёнка?
С. Смольнякова: Мы продвигаем идею чтения вслух на наших марафонах, о её важности говорят и детские специалисты: врачи, логопеды и педагоги. Это один из самых мощных инструментов для развития речи, эмпатии, и установления хороших отношений в семье. Исследования свидетельствуют о том, что чтение в кругу семьи вслух помогает предотвратить появление очень многих проблем. Можно сказать, это островок стабильности, доступный при любых обстоятельствах: дома, на улице, в поездке.
А. Кравчун: Любая хорошо сделанная детская книжка и развлекает, и развивает. Сложно сказать, какая из этих функций здесь важнее. В целом, чтение вслух в современном мире уступает другим развлечениям. Это не игра и не гаджет, который может мгновенно поглотить внимание. Но это действие, которое делают родители и ребёнок вместе, и удовольствие получают обе стороны, в английском языке его можно описать словом bothing (то есть то, в чём принимают участие оба).
Сейчас родители часто заняты – ребёнку сложно «поймать» взрослого, побыть с ним и разделить впечатления. А во время чтения удаётся вместе переживать за сюжет, общаться, фокусироваться на одном и том же. Большинство взрослых не любит играть в детские игры, а чтение остаётся тем, что продолжает их интересовать. Во время чтения родители и дети получают новый эмоциональный опыт, так как каждый подмечает в книгах что-то близкое для себя.
А. Кравчун: Книга даже способна отвлечь ребёнка от гаджетов, если он привыкает к тому, что чтение это хорошее развлечение. И конечно, если оно не является для него внутренним насилием.
Малышам читают с рождения не для того, чтобы они развивали речь или учили новые слова. Чтение для маленьких направлено на другие аспекты: усвоение мелодики и ритмики речи. Примерно к году дети накапливают базу звуков из родного языка. Чем больше с ребёнком разговаривать, чем чаще ему читать, тем больше звуков ребёнок проанализирует и запомнит то, что привычно для нашего языка. Под эти звуки начнёт подстраиваться артикуляция: движения губ, щёк, языка. Это поможет извлекать звуки и пытаться их повторить. Дети также обращают внимание на интонацию и скорость речи, то, как взрослые делают паузы и акценты и начинают вычленять из длинного речевого потока родителей отдельные единицы: слова, звуки, предложения, пробуя их повторять. Ребёнку обязательно нужен кто-то, кто будет произносить звуки, которые он сможет повторить. Для этого прекрасно подходит чтение вслух стихов. Они акцентируют внимание на конечных звуках и делают их более заметными для ребёнка.
С. Смольнякова: Короткие стихи можно сочетать с действиями. Это помогает детям почувствовать внутреннюю логику стихов и готовит их к интеллектуальной деятельности.
А. Кравчун: Один из главных компонентов запуска речи – имитация, возможность повторять за взрослыми. Проще всего это делать именно на потешках и стихотворениях, которые объединяют и простой стих, и действие.
Почему важно именно живое чтение?
С. Смольнякова: Важно, чтобы ребёнок видел лицо взрослого. Детям можно что-то включить на компьютере или планшете, но это не заменит артикуляции и живой речи.
А. Кравчун: Детям, у которых есть отставание в речевом развитии или не очень хорошо сформировано звукопроизношение, рекомендуется не показывать мультики с дубляжом. Потому что происходит рассинхрон, когда артикуляция одна, а звук ей не соответствует. Гораздо лучше самостоятельно читать детям вслух. Это лучшее развивающее занятие, которое можно организовать ребёнку.
С. Смольнякова: Есть исследование, результаты которого показывают, что люди, которые работают в интернете, теряют социальные навыки и эмпатию из-за того, что не видят перед собой лица говорящего человека. Оказывается, это влияет на способность понимать свои чувства и чувства других. Важно видеть, как меняется лицо человека, его артикуляция. Раз уже это важно для взрослых, то для ребёнка – тем более, ведь у детей ещё не сформирована психика.
Как чтение вслух влияет на интеллектуальное развитие?
А. Кравчун: Исследования также показывают, что дети дошкольного возраста из читающих и не читающих семей имеют огромную разницу в словарном запасе и в уровне способности к восприятию речи. С возрастом это только накапливается и перерастает в когнитивную разницу, разницу в уровне интеллектуального развития. К 7 классу отставание начинает составлять один или полтора года обучения.
И тут возникает вопрос: сколько нужно читать? Достаточно читать ребёнку на ночь, хотя бы 30 минут в день. Это самый действенный способ помочь ему узнать больше слов. Потому что если мы просто общаемся с ребёнком, объём слов для обсуждения достаточно ограничен тематикой: детским садом, домом и бытом. При чтении не обязательно объяснять каждое новое слово. Чаще дети могут понять из контекста: мозг выделяет незнакомое слово, но за счёт того, что остальные понятны, можно догадаться, что оно означает. В дальнейшем, когда ребёнок снова услышит это слово, он будет для себя уточнять его значение, и так или иначе оно постепенно войдёт не только в пассивный, но и в активный словарный запас. Речь будет становиться богаче, ярче, активнее и выразительнее. Кроме того, чтение расширяет эмоциональный интеллект, потому что даёт пусть теоретическую, но основу для понимания мотивов и поступков героев, сопереживания им.
С. Смольнякова: В норме словарный запас первоклассника от 3,5 до 7 тысяч слов. А словарный запас из произведений школьной программы – 25 тысяч слов. Когда ребёнок со своим словарным запасом начинает изучать школьные произведения, этот разрыв может оказаться сложным для преодоления. Но если есть привычка читать, понимать из контекста, работать со словарём, проверять себя и спрашивать, то будет проще справляться в ситуациях, когда что-то неизвестно.
Иногда мы неосознанно мешаем развитию словаря у детей. Когда убираем новые или сложные слова, решая за ребёнка, что он не сможет их понять. В сказках Пушкина, к примеру, тоже много незнакомых слов, и детям всё равно придётся с ними столкнуться. И тут пригодятся умения вникать в контекст и задавать вопросы, которые проще всего получить в семье во время чтения и обсуждения.
С каких книг начинать чтение вслух?
А. Кравчун: Можно договариваться с детьми, какие книги читать: одну выбирает взрослый, одну – ребёнок. Иначе дети могут просить одну и ту же, что может утомлять. А младенцам вообще не важно, что именно вы будете им читать. Даже чтение документов или взрослой литературы в таком случае будет работать. Начиная с 3-4 месяцев можно переходить на детскую литературу, лучше всего начинать со стихов и использовать книжки-картонки.
С. Смольнякова: У нас есть 2 серии стихов: «Чудеса для малыша» и «Малышки-эрудишки». Первые книги для чтения вслух. Одна серия развлекательная, вторая – познавательная, даже для взрослых.
А. Кравчун: Я замечаю, что про стихи не много говорят – издают не так много, как хотелось бы. Во многом это обусловлено тем, что родители не знают, что чтение стихов очень сильно развивает и малышей, и дошкольников, и младших школьников. Ритмика речи формируется через поэзию, а когда ребёнок читает с интонационными паузами и акцентами, он может понимать синтаксис. Навыки письма также зависят от понимания ритмики, так как это чередование элементов.
Книги-картонки очень хорошо покупать в семьи, где есть двое детей с разницей в 3-4 года. Малышу они интересны понятным для него форматом и стихами, а старшему – новой информацией, которую он сможет для себя почерпнуть.
С. Смольнякова: Младшим детям интересно идти за старшими, а старшие как будто возвращаются в раннее детства. Одни и те же произведения в разном возрасте воспринимаются по-разному. Хорошие стихотворения вообще нравятся и детям, и взрослым.
А. Кравчун: Часто родители спрашивают, до какого возраста читать ребёнку? Пока он просит, лучше читать.
С. Смольнякова: И даже в условиях занятости родителей можно найти выход. К примеру, одна из наших авторов, Юлия Кузнецова, делает записи на диктофон. Каждый может найти удобный для себя способ. Современная техника позволяет сохранять элементы близости. Сам ребёнок может записать чтение вслух и отправить родителям. Чем больше читаешь вслух, тем больше это нравится. Поэтому стоит начать, хотя бы с небольших текстов. Постепенно вы привыкните, что чтение вслух – это отдельный вид семейного досуга. И очень хорошо то, что он приносит много пользы.
Прослушать подкаст полностью вы можете по ссылке: https://archipelag.mave.digital/ep-1