В музей с ребёнком: как изучать картины?
У детей не много жизненного опыта и знаний, которые помогают понять искусство. В силу возраста им тяжелее концентрироваться, а ещё они воспринимают всё не так, как мы, взрослые. И тем интереснее открывать им мир. Совместные походы в музей – это не просто знакомство с культурой и новые знания, но и разностороннее развитие ребёнка: личностное, эмоциональное, творческое, интеллектуальное.
Ниже вы найдёте список идей из книги Юлии Кузнецовой «Коля в Третьяковской галерее», которые «расшевелят» детей, вызовут интерес, создадут эмоциональную связь с картинами и помогут проанализировать впечатления. «Коля в Третьяковской галерее» – это сборник рассказов об увлекательной прогулке дошкольника по одному из главных музеев страны, который поможет сформировать у ребёнка позитивное отношение к искусству.
1. Сравнивайте
Рассматривая картины, порассуждайте вместе с детьми, чем отличаются одни персонажи от других, также можно сравнить предметы, цвета и общую атмосферу на разных картинах или в разных фрагментах одного полотна. Подобные занятия развивают насмотренность, учат замечать связи и задавать правильные вопросы, которые помогут понять замысел автора.
Так, в книге мама предлагает Коле и его спутникам, роботу Буту и грачихе Фане, игру на внимательность: сравнить героинь «Всадницы» Карла Брюллова – смелую девушку на лошади и девочку, которая с восхищением за ней наблюдает. Сопоставляя возраст, одежду и эмоции каждой, мальчик и его друзья получают представление о характере и настроении героинь, проникаются к ним симпатией и обращают внимание на детали.
2. Описывайте персонажей
Как выглядят герои? Во что одеты? Какие эмоции испытывают? Чем занимаются в момент, который запечатлел автор? Какой у них статус и род деятельности? Что они собираются сделать? Отвечая на эти (и другие) вопросы о персонажах, дети развивают фантазию и креативность и лучше запоминают картину.
Разглядывая «Кружевницу» Василия Тропинина, Коля обращает внимание на предметы в руках девушки, которые помогают понять, в чём состоит призвание мастерицы. Замечает он и её спокойный взгляд, аккуратный внешний вид, собранные волосы – детали, говорящие о том, что героиня картины внимательна и трудолюбива.
3. Делите картину на разные планы
Рассмотрите разные планы картины: что изображено на переднем, среднем, дальнем? Это повышает внимательность и учит видеть детали, не заметные с первого взгляда.
Чтобы найти «пропавшего» грача на картине Алексея Саврасова мама Коли предлагает сначала посмотреть на передний план со снегом и птицей, затем – изучить средний с деревьями, домами. И уже тут чётче вырисовываются детали: забор, оказывается, освещён солнцем, а если приглядеться, то можно рассмотреть даже цвет оперения грачей. На дальнем же плане – небо, которое самый «неземной» персонаж книги робот Бут сравнивает с бескрайними марсианскими долинами.
Сын автора книги «Коля в Третьяковской галерее» – Юлии Кузнецовой – прототип главного героя
4. «Слушайте» картину
Подумайте вместе с ребёнком о том, какие звуки вы бы услышали, если бы оказались внутри картины? О чём бы могли говорить персонажи?
В пейзажах вы можете представить звуки природы: всплески волн, пение птиц, шум дождя или колыхание трав. А на картинах с людьми – голоса, их громкость, тон и эмоции, которые они выражают. Не только смотрите, но и «слушайте» истории, которые рассказывают вам разные картины.
5. Обращайте внимание на цвета
Почему автор выбрал именно такие цвета? Они тёплые или холодные? Какие чувства и эмоции они выражают? Какое создают настроение, какие ассоциации вызывают?
Радость от прихода весны на картине Алексея Саврасова передаётся не только потому, что прилетели грачи – первые вестники весны. Но и через тёплые оттенки жёлтого, которые присутствуют на картине несмотря на то, что солнца нет и зима ещё не ушла. А небо нежно-голубого цвета, как будто дышит. Всё это создаёт ощущение хрупкости перемен, и, как и приход весны, дарит надежду.
6. Обсуждайте эмоции
Что бы ощутил ребёнок, очутившись «внутри» картины? Какие эмоции и впечатления у него вызывают персонаж или обстановка и почему?
Обсуждать это лучше в моменте, когда картина у вас перед глазами. Одна из задач искусства – вызывать чувства и эмоции. Как раз поэтому в книге есть эпизод, как Коля летит на облаке в поисках пропавшего птенца. Мальчик настолько проникся картиной, что буквально оказался в ней.
7. Придумывайте игры
У мамы Коли целый арсенал игр на случай походов в музей. Они подробно описаны в книге «Коля в Третьяковской галерее». Но вы можете придумать и свои, исходя из того, что любит ваш ребёнок. Коля и его друзья, например, играли во «Взгляд художника», пытаясь понять, какими задумывал и изображал художник обыденные явления. К примеру, лужи на картине Саврасова «Просёлок» оказываются перламутровыми, а не грязными, трава – изумрудная, а не зелёная, и поле – как сверкающее золото.
8. Подводите итоги похода в музей
Уже после посещения музея в спокойной обстановке обсудите с ребёнком, что ему запомнилось больше всего, что понравилось и почему? В книге «Коля рисует» также есть анкета, которую легко и интересно заполнять после похода на выставку. Отвечая на вопросы, ребёнок ещё раз вспомнит экспонаты, которые вы успели увидеть, и упорядочить свои впечатления.
И самое важное: не ограничивайтесь одним посещением. В этом году мы запускаем целый цикл подкастов о российских музеях, в которые обязательно стоит сходить с детьми. Первый выпуск – о том, с каких музеев лучше начинать знакомство с искусством, чтобы ребёнку было комфортно и интересно. Ещё у нас есть мини-гид по книгам, которые также можно почитать перед походом в театр или музей с малышами. А если вам с детьми захочется ещё что-нибудь сделать в компании Коли – советуем добавить в свою библиотеку книгу «Коля рисует», помогающую почувствовать себя смелее в своих первых творческих порывах.
Новинку «Коля в Третьяковской галерее» уже можно купить на нашем сайте в разделе «Каталог». Мы только получили её из печати, и пока сохраняем скидку для всех, кто первым хочет познакомиться с книгой.