Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

24.11.2021

Михаил Лукашевич о встречах с читателями, настоящем богатстве и неожиданных детских вопросах

В этом году книга Михаила Лукашевича «Очумелый птиц» попала в шорт-лист литературного конкурса им. К. Чуковского в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от 8 до 12 лет». Автор сборников считалок, поэзии абсурда и рассказов о жизни приморского города ответил на несколько вопросов о публичных выступлениях и тонкостях работы с детской аудиторией.


Нравится ли вам выступать перед детьми?

Когда у меня вышли первые книги, именно детских встреч я ожидал с некоторым страхом. Ведь всю жизнь я выступал перед взрослыми.

Из-за карантинов первая встреча с маленькими читателями состоялась у меня только в марте этого года на ЧитайФесте в РГДБ. Фестиваль совпал по датам с ярмаркой НонФикшен, и посетителей в республиканской библиотеке было совсем мало. Мне предстояло рассказать о нашей новинке – книге «Ящерицы» из серии «Великолепная десятка». Я волновался, удастся ли мне интересно рассказать о рептилиях, думал, как сделать выступление более интерактивным. Но, оказавшись в библиотеке, понял, что на мою презентацию, скорее всего, вообще никто не придёт. Я заглянул на встречи к своим друзьям-писателям и увидел там буквально 2-3 ребят малышового возраста.

Я уж было собрался пойти послушать песни в исполнении Александра Пинегина, но тут мне позвонили и сказали, что дети собрались и ждут меня. Я нашёл нужную аудиторию: в ней находился длинный овальный стол, за которым сидело около десятка ребят от 6 до 12 лет и их родители. Буквально через несколько минут в аудитории не осталось ни одного свободного места. Книжку пустили по кругу, а я стал рассказывать про великолепных ящериц и их удивительные способности.

Все мои опасения как рукой сняло. Дети слушали раскрыв рты, тянули руки, спешили поделиться своими знаниями и наблюдениями. Они, кстати, оказались очень подкованными в области биологии. Мы общались как добрые и заинтересованные коллеги. Родители (на встрече были в основном мамы) тоже участвовали в разговоре – было видно, что они разделяют увлечение своих детей и проштудировали вместе с ними не одну книгу про динозавров и эволюцию жизни на Земле.

Этой осенью состоялось две встречи и в севастопольских библиотеках, успели перед самым локдауном. Дети на них приходили целым классом – второклашки и третьеклашки. Меня в очередной раз поразило, какими же дети бывают открытыми, любознательными, весёлыми, лёгкими на подъём. Когда-то я читал очень тёплые воспоминания Владислава Крапивина о встречах с севастопольскими школьниками, а теперь и сам оказался на его месте и испытал схожие чувства.

В чём основное отличие от выступления перед взрослыми?

Это принципиально разные аудитории. Родителям важно понять, что за книгу им предлагают, какую пользу она принесёт ребёнку и им самим, как данной книгой лучше пользоваться, особенно если речь идёт об изданиях необычных форматов: разрезалках, книгах с заданиями и т.д. Поэтому я объясняю взрослым, в чём именно та или иная книга им друг и помощник.

Детей же надо просто увлечь и вдохновить. Дать им высказаться и выслушать их. Словом – постараться подружиться с ними за время короткой встречи.

Первый же вопрос, который мне задали, звучал так: «Богаты ли вы?» Со слов друзей-писателей знаю, что это один из самых частых вопросов на встречах. Задала его мне девочка-второклашка, причём с эдаким хитрованским ленинским прищуром. Я сказал, что главное моё богатство – это мои опубликованные книги, о которых я сейчас и расскажу. Уж не знаю, какой вывод сделала эта девочка из моих слов, но всю встречу она очень трогательно обо мне заботилась: принесла шоколадку, свернула трубочкой листок бумаги, чтобы я мог пользоваться им вместо указки, а под конец встречи сказала, что собирается стать актрисой и обязательно пригласит меня сниматься с нею в фильме.

Если выступление на околонаучную тему, например, по серии Великолепная десятка, что важнее – эмоции и подача информации или предметная подготовка?

Эмоции необходимы для любого живого выступления – независимо от темы. Если публика заснула, не имеет значения, насколько ценно содержание вашей речи.

Другое дело, что я стараюсь вызвать эмоции именно увлекательной научной информацией. Богатство и разнообразие природы, поразительные свойства животных, их невероятный внешний вид, искусно изображённый на коллажных иллюстрациях Дарьи Беклемешевой – всё это не может не вызывать удивления и восхищения у детей, да и взрослых.

Что занимает больше времени – подготовка к выступлению или само выступление?

Выступление длится около часа, а подготовка может быть разной, в зависимости от аудитории. Вообще, основная подготовка уже состоялась в процессе работы над книгой. Но требуется подгонка формы подачи информации для конкретного возраста: больше интерактива или чуть меньше, проводить викторину или нет, сколько времени отвести на знакомство и т.д. Дольше всего приходится ломать голову, если слушатели разного возраста или вообще заранее неизвестно, кто придёт на выступление.

Автора можно пригласить выступить! Вопросы о приобретении книг Михаила Лукашевича и других наших авторов, а также о приглашениях на встречи с читателями и другие мероприятия можно направить нам на почтовый адрес: editor@archipelag-publishing.ru.