Подпишитесь на рассылку и получите подарок!
Дополнительная скидка 10% на один заказ в интернет-магазине издательства (распространяется на все товары)

24.10.2025

«Всё-таки больше мне нравится писать для малышей. Это мои самые благодарные читатели» – интервью с Татьяной Рабцевой

Татьяна Рабцева – детский писатель и поэт, член Союза писателей России, лауреат премии имени Елены Благининой и Корнейчуковской премии. Она родилась и живёт в Бердске – городе, где зима долгая, а ветер знает толк в морозах. Но её стихи совсем другие: тёплые, солнечные, полные смеха, движения и света. Недаром о самой Татьяне хочется сказать – тёплый поэт из холодного города.

В издательстве «Архипелаг» вышла её книга «Тут звери и птицы на каждой странице». Татьяна успешно работает в жанре потешек и прибауток, продолжая фольклорные традиции отечественной детской поэзии. Её добрые и озорные стихи знакомят малышей с миром животных, а повторы и звукоподражания помогают развивать фонематический слух.

В интервью Татьяна рассказала, почему её самые благодарные читатели – малыши, как прошло её детство с шумными дворовыми компаниями, о своих творческих установках и как она пишет для своего «внутреннего ребёнка», который не хочет взрослеть.

Вы родились и живёте в Бердске – городе с суровым сибирским климатом. Но в своих интервью вы всегда отзываетесь о нём с большой теплотой, и все ваши стихи полны душевного уюта. Каким было ваше детство в Бердске? Что вы до сих пор вспоминаете с теплом и радостью?

Бердск расположен на берегу Бердского залива – кругом лес, вода, песчаные пляжи. Очень живописный город. И для ребёнка, и для взрослого всегда найдётся занятие по душе.

Летом, как и большинство детей, любила купаться. А так – и рыбачили, и грибы собирали, зимой на лыжах ходили, с гор катались на санях.

С особым теплом вспоминаю свою дворовую компанию. Шумную, весёлую. Игр мы знали бессчётное количество, ещё и новые выдумывали. Целыми днями носились по улице, не обращая внимания ни на погоду, ни на время года. И суровый сибирский климат нам был нипочём.

Вы выросли в творческой семье: папа – поэт, сестра – прозаик. Какая царила атмосфера в вашем доме? Влияла ли эта атмосфера на ваши творческие порывы? Есть ли какая-то «творческая установка», которую вы вынесли из детства?

Атмосфера в доме часто бывала творческая и оживлённая, и творческие порывы время от времени возникали, но гибли на корню. Наверное, слишком высокая планка была, и это останавливало.

А творческая установка у меня такая: даже над очень коротким текстом, нужно много трудиться.

В одном из интервью вы рассказывали, что много лет вели дневники и в детстве, и позже, во взрослом возрасте. Записывали словечки за детьми, фразы, наблюдения – и именно из этих заметок появились первые произведения. Когда вы почувствовали, что этот материал может перерасти в книги? С чего начался ваш путь как публикующегося автора: какой была первая книга и для кого она предназначалась?

Свой творческий путь я начала со стихов, а чуть позже, по совету папы, попробовала писать рассказы. Вот тут-то записи и пригодились. Примерно через год я стала рассылать рукописи по редакциям журналов – появились первые публикации. А самая первая книжка была для малышей – «Сказка о старом гвозде».

У вас пятеро детей – это огромный жизненный опыт. Дети часто вдохновляют на творчество: дарят новые сюжеты для историй своими проделками и непривычным взглядом на мир, заряжают энергией и, конечно, воодушевляют на создание новых произведений. Замечали ли вы, каким стихам, историям или темам они интуитивно отдают предпочтение? Учитываете ли вы их вкусы, реакцию, когда создаёте новые тексты?

Чаще это стихи с элементами игры или весёлые рассказы. Хорошо, что внутренний настрой у нас с детьми совпадает, потому что когда пишу, я ни под кого не подстраиваюсь. Забываю о вкусах, реакциях, сосредотачиваюсь на тексте, а там уж что получится.

Ваш родительский подход к воспитанию, наверняка, менялся в зависимости от особенностей характера, возраста детей. А как вы сами ощущаете: взросление ваших детей повлияло на интонации и темы ваших стихов? Можно ли проследить в книгах разные «эпохи» вашей жизни как мамы и автора?

Мне кажется, взросление детей на моё творчество не сильно повлияло. Я, скорее, пишу для своего внутреннего ребёнка, а он всё время в одной поре. Ни в какую не хочет становиться взрослее.

Судя по тому, что книг с вашими стихами больше, чем с прозой, поэзия вам ближе. А как началось ваше собственное знакомство со стихами в детстве? Что вам особенно запомнилось или полюбилось? И как вы сами открывали мир поэзии своим детям, какие книги и авторы были в вашей семье первыми и любимыми?

Поэзия мне ближе как автору, а вот читать я всегда любила прозу. Не знаю почему. В детстве у меня было довольно много книжек со стихами – Пушкина, Михалкова, Барто, Маршака, Чуковского. Возможно, чтобы полюбить больше поэзию, мне не хватало таких стихов, как у Ренаты Мухи, Вадима Левина, Михаила Яснова, Эдуарда Успенского. Не хватало как раз того, что я ценю в детских стихах – игры и юмора.

С детьми мы открыли много новых имён: и классиков, и современных писателей. Благо, сейчас в продаже появилось множество отличных книг: и по содержанию, и по оформлению. На наших книжных полках им уже тесновато. Даже не возьмусь перечислять всех любимых авторов и названия произведений, их очень много.

Ваша книга «Тут звери и птицы на каждой странице» относится к жанру потешки и прибаутки – коротких стихов, где важен ритм, звук, игра и есть возможность вовлечь ребёнка в действие. Эти формы существуют давно, но по-прежнему нужны детям. В чём лично для вас заключается главная магия этого жанра?

Как раз в том, о чём вы только что сказали – в действии, в ритме, в звуке. Этот жанр помогает увлечь ребёнка. Он одновременно и развлекает, и развивает. Помогает установить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Это и первая игра для малыша.

Одна из ключевых особенностей жанра потешек и прибауток заключается в том, что их можно и нужно не просто читать, а разыгрывать по ролям, сопровождать движениями. Придумывали ли вы такие игровые стишки для своих детей ещё до того, как начали писать? Как вам кажется, почему именно эта игровая, можно сказать, театральная форма так нравится малышам?

Я никогда не придумывала стишки на ходу, хотя могла бы, наверное. Возможно, мешал мой внутренний редактор. А потому своим детям читала любимые стихи других авторов.

А нравится такая форма малышам, скорее всего, из-за того, что на коротких стишках проще удержать внимание, они легче запоминаются. Как мы уже говорили, в них есть игра, ритм, они, как правило, весёлые – всё, что нужно маленькому ребёнку.

Животные – одни из самых узнаваемых героев потешек, близкие детям всех поколений. Что, на ваш взгляд, такого вечного и важного передают эти образы ребёнку, даже сегодня? И как в таком, казалось бы, устоявшемся жанре с традиционным кругом персонажей вам удаётся находить свежие интонации и сюжеты?

Дети и животные, особенно малыши, очень похожи своей непосредственностью и часто вызывают умиление даже у довольно чёрствых людей. Мне иногда кажется, что мир животных маленькому ребёнку порой ближе и понятней, чем мир взрослых. Хотя я не слишком хорошо разбираюсь в таких тонких психологических вопросах.

Хочется надеяться, что мне, и вправду, удаётся находить для своих стихов свежие интонации и сюжеты, потому что тема, в самом деле, довольно распространённая. Когда пишу стихотворение, стараюсь, как можно больше вспомнить, прочитать о герое сюжета, даже если это хорошо известный персонаж. Ищу зацепки: что можно сказать нового, над чем посмеяться, с чем поиграть.

Ваши стихи – живые, озорные, смешные и добрые. Нужно очень тонко чувствовать детское восприятие, чтобы подобные истории при всей своей внешней простоте и лёгкости, детям пришлись по душе. Чем вы вдохновляетесь, чтобы оставаться в контакте с внутренним ребёнком и находить максимально выразительные образы?

Вы задаёте такие хорошие вопросы, что даже не хочется портить их ответами. А если серьёзно, вдохновение ищу в общении с детьми, животными, в чтении книг, особенно детских.

В одном из интервью вы упоминали, что считаете главным инструментом воспитания личный пример. А какой личный пример вы хотели бы показать своим детям и юным читателям? Чему, помимо любви к слову, вы хотели бы научить их через свои стихи?

Хочется, чтобы они научились радоваться жизни, даже если всё складывается вопреки ожиданиям. Чтобы подольше оставались детьми, не становились буками, умели удивляться мелочам, были открытыми, быстро забывали обиды.

Вы не только пишете, но и проводите встречи с читателями, учите детей писательскому мастерству в литературных студиях. Дети всегда чему-то учатся у взрослых, а что вы сами перенимаете у детей? Меняетесь ли вы сами от общения с юными дарованиями?

Кажется, во мне стало больше юношеского задора. Я стала лучше понимать подростков, их внутренний мир, переживания. Видеть в этих колючих ёжиках интересных, умных, глубоких, неравнодушных, совсем взрослых, хоть ещё и внешне маленьких людей.

Вы говорили, что любите писать именно детские книги и вряд ли бы работали с другой литературой. На какую аудиторию вам больше всего нравится писать и почему? Есть ли жанры или форматы, которые вам хотелось бы попробовать в будущем?

Как раз сейчас работаю над повестью для младших подростков. Не знаю, осилю или нет. Но это скорее исключение из правила. Всё-таки больше мне нравится писать для малышей. Это мои самые благодарные читатели.