Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

30.03.2022

«Детскую книгу люблю за то, что это не просто рисование и не просто дизайн, а целое приключение, игра, создание сложного организма»

В феврале вышла новая книга Зули Стадник о забавном и энергичном щенке Йожике, который легко и непринуждённо знакомит малыша с миром йоги. Проиллюстрировала это сказочное пособие по йоге для самых маленьких художник, дизайнер и автор Светлана Короткова.

В этом интервью она рассказывает, как рождался образ лохматого Йожика, знакомит со своими книгами на экологические темы, а главное – мотивирует авторов не сдаваться и искать собственный путь в творчестве.

Фетровые книги, книги-игрушки, календари из пластилина, акварельные иллюстрации, коллажи, компьютерная графика, броши – у вас обширная сфера творческих интересов. Кажется, что вы уже успели попробовать если не всё, то очень многое. А работа в какой технике приносит вам больше всего удовольствия?

Мне нравится работать с разными материалами, переключаться между ними. Любимые техники сейчас это коллаж и пластилин. Также я много работаю в диджитал, но от этого быстрее устаю. В ближайшем будущем мне бы хотелось лучше овладеть этим инструментом и найти вариант, который доставлял бы такое же удовольствие, как работа с живыми материалами.

А с чем лично вам удобнее работать: с компьютером или бумагой?

С компьютером удобнее в плане скорости. К тому же отсутствуют этапы сканирования и цветоĸорреĸции. Это сильно облегчает жизнь и экономит много бумаги. В последние годы я задумываюсь о том, какой экологический след оставляю. Если рисую оригиналы иллюстраций на бумаге, то все эскизы делаю на планшете – это ещё и очень удобно. Когда собираю коллажи, часто беру бумагу, уже использованную с одной стороны, и крашу её гуашью с другой.

Сейчас в «Архипелаге» ждут выхода две книги вашего авторства: «Спасите лес от мусора!» и «Спасите море от мусора!». Оба проекта – книжки-игрушки, которые совмещают техники коллажа и поп-ап и посвящены повышению экологический грамотности. Как и когда вам пришла идея создания таких необычных проектов?

На четвёртом курсе института мы делали в качестве курсовой работы авторскую книгу. Я долго не могла придумать тему, а потом мы с друзьями поехали на озеро. И тут я поняла, что меня беспокоит всю жизнь – мусор, валяющийся на природе. И я стала изучать вообще всё про мусор: куда он отправляется из мусоропровода, как обстоят дела с полигонами, со сжиганием, с переработкой в России и за рубежом. Глубоко погрузилась в тему. Я была так впечатлена, что стала сама сортировать мусор, искать места, где можно его сдать как вторсырьё. Десять лет назад это была ещё не очень популярная тема. Тогда я и сделала книжку «Мусорный человек».

В 2014 году она получила диплом на ĸвадриеннале иллюстрации в Риге, потом ещё несколько лет пролежала в столе. Издательства не брались за книгу из-за наличия вырубки в её страницах и сложной технологии производства. И вот в 2019 году вместе с «Архипелагом» мы сделали на основе этой книжки новую – «Спасите лес от мусора!» Она увеличилась в два раза, ĸ картинкам добавились реплики. Придумали ещё картонные сборные модели. И потом сделали вторую книгу в серию – про море.

В первоначальном варианте мусор изображали мятые, скомканные бумажки с грубой штриховкой карандашом. Когда я стала переделывать книгу уже с издательством, решила для ещё большей выразительности добавить реальные куски пластика. Получилось как бы два мира: мир рисованный и мир пластиковый, мусорный. Для этого я сканировала пакеты, фотографировала бутылки и делала коллажи в фотошопе.

В ваших работах видна любовь и забота ко всему живому. А кто и как привил вам такое отношение к природе? И что, по вашему мнению, может помочь развить это чувство ответственности в детях?

Думаю, это передалось от родителей, от среды, в которой я росла. Никто не мусорил, родственники и друзья  всегда искали урну. Как-то это было само собой. Когда мы в школе выезжали на пикники, обязательно забирали мусор с поляны. Потом начали помимо своего мусора ещё пару мешков чужого уносить.

Мне кажется, тут играет роль образование, информированность людей, детей о том, что такое мусор, как он может повлиять на природу и на них же самих: на каждого человека и его здоровье. Тогда как минимум не захочется раскидывать мусор где попало, а как максимум – дети вырастут и придумают, каким же образом решить проблемы с мусором.

Наверное, тут, как и со многими другими вещами, если родители и значимые взрослые проявляют интерес, внимание, заботу ĸ окружающему миру, то и ребёнок будет делать так же: наблюдать, узнавать что-то новое даже на обычных прогулках. Думаю, важно ещё объяснять детям, почему мы что-то делаем или не делаем. Почему, например, мы не пойдём в цирк, где жестоко обращаются с дикими животными, или в дельфинарий, где дельфины – пленники. Надо именно делиться информацией, рассказывать, а не просто констатировать, что что-то хорошо или плохо.

Расскажите немного о своей семье. Какую роль в вашем творчестве сыграли родители? Разделяли ли они ваши увлечения, старались ли поддержать творческие порывы?

Мои родители врачи, но мама очень любит шить, вязать и готовить. Эта её творческая часть личности сильно на меня повлияла. Родители давали мне свободу выбора, спрашивали, хочу ли я ходить в художĸу, например. Но я долгое время не хотела. Они всегда обеспечивали мне возможность учиться, когда я решила, чем хочу заниматься. Покупали оборудование, книги и т.п., материально помогали в студенчестве. 

А кем вы мечтали стать в детстве? Что вдохновило вас заниматься рисованием?

Были мысли стать переводчицей или ветеринаром, но настоящая мечта детства – стать художницей. Рисовать я любила всегда, а в 14 лет осознано решила пойти учиться и превратить любимое занятие в профессию.

Я тогда поняла, что хочу такую работу, которая будет приносить радость и мне, и людям. А наибольшую радость мне приносило именно рисование. Я решила пойти в художественную школу, в нашем городе Обнинске их было две. Однако меня не взяли ни в одну, сказали – в 14 лет поздно. Тогда я нашла школу дизайна и три года отучилась там. Потом был колледж и институт.

Ваш пример в свою очередь может многих вдохновить. Всё-таки в 14 лет не так уж просто начинать, к тому же невзирая на отказы.

Тут сыграл свою роль случай. Уже после отказов в художественных школах я пошла с друзьями за компанию на станцию юных техников «Эврика». Это такое заведение дополнительного образования с разными кружками. Кто-то хотел записаться на кружок по химии, а я стала смотреть, какие ещё есть кружки, и нашла дизайн. Это оказался не просто кружок, а целая школа с разными предметами: рисунок, живопись, композиция, история искусства, проектирование, скульптура, цветоведение, бумагопластика и т.д. Много предметов. Мне было очень интересно, хоть и тяжеловато нырнуть во всё сразу. Я сначала, конечно, была этаким гадким утёнком по сравнению с другими, но довольно быстро всех догнала. Мне очень нравилось и очень хотелось учиться. А если что-то по-настоящему нравится, то можно преодолеть любые сложности.


Как вы пришли к книжной иллюстрации? Почему решили работать именно с детскими книгами? 

После школы надо было решить, какую область дизайна выбрать. Мне был близок графический, но совсем не хотелось идти в коммерцию, в рекламу. Я нашла в каталоге учебных заведений издательсĸо-полиграфичесĸий колледж имени Ивана Фёдорова и поступила туда. Мир книги затянул меня буквально сразу, и после колледжа я решила поступать в Полиграф (Московский государственный университет печати им. И. Фёдорова – Прим. ред.), учиться именно иллюстрации.

Детскую книгу люблю за то, что это не просто рисование и не просто дизайн, а целое приключение, игра, создание сложного организма.

По тому, как вы отзываетесь о книгах, видно, что для вас это не просто слова. Что зародило в вас такое трепетное отношение к ним?

Я выросла в читающей семье, в доме с  довольно большой библиотекой. Не могу сказать, что сама была в детстве увлечённым читателем, но очень любила всё разглядывать. Атласы по анатомии, энциклопедии о животных и растениях, очень ценила в детстве книги с цветными иллюстрациями.

По-настоящему красиво оформленных детских книг у меня было не так уж много, зато некоторые из них оставили очень глубокое впечатление. Особенно книга «Джек – победитель великанов» с иллюстрациями Евгения Монина. Они казались мне такими загадочными, таинственными, крайне необычными. Ещё была книжка на английском «Где обедал воробей» с элементами поп-апа. Очень любила книги-панорамы, они были засмотрены до дыр. Восторг от книг с конструкциями не прошёл до сих пор, так что время от времени с удовольствием занимаюсь бумажной инженерией.

Совсем недавно в издательстве «Архипелаг» вышла книга с вашими иллюстрациями – пособие по йоге для самых маленьких Зули Стадник под названием «Щенок Йожик в поисках косточки». Книга знакомит малышей с полезными физическими упражнениями. А насколько вам самой близка тема спорта?

Спортом я не занимаюсь. Зато мне близка тема оздоравливающих практик, таких как йога и цигун. Ещё я занимаюсь фридайвингом, но тоже не как спортом – просто для удовольствия.

Какую роль в вашей жизни играет йога? Что она даёт лично вам?

У меня есть заболевания опорно-двигательного аппарата, так что я знаю на собственном опыте, какую большую пользу приносят регулярные тренировки. А чтобы была мотивация заниматься постоянно, они должны приносить радость.

Мне кажется, Зулина книжка как раз про это и получилась: йога, игра и радость. Я занимаюсь регулярно уже более 10 лет и получила много бонусов от этого: улучшилось здоровье и подвижность, появилась способность выносить бóльшие нагрузки, улучшилось внимание и способность концентрироваться. Я научилась расслабляться. Это одно из самых ценных умений в нашем мире, как мне кажется. Напрягать мышцы умеют все, а вот расслаблять… пришлось поучиться!


Расскажите немного о работе над книгой. С чего начался процесс? Какая его часть была самой сложной, а какая принесла больше всего удовольствия?

Техника – коллаж – была определена заранее. Предыдущие две книги я делала именно в ней, и издатели захотели подобные же картинки и для этой книжки. Сначала я искала образы главных героев: девочки и щенка. Как-то довольно быстро их увидела.

Йога доступна для всех, любое упражнение можно адаптировать, сделать проще или сложнее. А чтобы было веселее и разнообразнее, я нарисовала самых разных детей, демонстрирующих упражнения. Издатели одобрили идею.

Больше всего удовольствия мне принесла работа над иллюстрациями, особенно поиск образов детей. А сложнее всегда даётся техническая часть: цветоĸорреĸция, правки, подготовка файлов. Но я люблю и эту составляющую. Просто это другого типа работа, более рутинная.

А где и в ком вы «подсмотрели» образы щенка и его хозяйки или из кого собрали? И как обычно вы подбираете образы: заранее собираете примечательные зарисовки, и потом ищете подходящие уже в своей базе?

Книжку про Йожиĸа я рисовала летом, так что пейзажами вдохновлялась во время прогулок. Мне не всегда надо прямо зарисовывать что-то, иногда достаточно посмотреть, почувствовать, запомнить.


Образ Йожика я придумывала исходя из его имени. Мне показалось, что он должен быть такой лохматый, немного бесформенный, очень милый и, конечно же, без определённой породы. Я отсмотрела много фотографий собак для вдохновения и потом нарисовала персонажа «из головы».

Образ главной героини рождался параллельно с образами других детей, хотелось сделать их всех разного роста, пропорций, цвета кожи, волос и т.д. Они все разные, но в книжке – дружат, занимаются йогой и улыбаются.

Дети тоже нарисованы «из головы». Я обычно делаю так: собираю много разных фотографий, рисую какие-то наброски, они могут быть даже вполне реалистичными. Это нужно, чтобы разрисоваться, и чтобы голова начала придумывать, а потом я всё это убираю подальше и рисую уже своих героев, стилизованных, не используя референсы.

Ваши книги стабильно отмечаются на конкурсах и премиях иллюстраторов. Как вы попали на свой первый международный конкурс? И чем вас привлекают такие мероприятия?

В первых конкурсах я участвовала будучи студенткой. За это спасибо моим преподавателям, в частности Екатерине Силиной, которая всегда рассказывала о международных конкурсах и побуждала заявляться на них. Конкурсы – это возможность показать свои работы профессиональному сообществу. Радостно, когда отмечают каким-то дипломом. Значит, работу заметили, оценили.

Что помогает вам расслабиться после напряжённой работы? Есть ли у вас своё место силы?

Нет лучшего способа расслабиться, чем нырять в глубину, особенно в морскую. Это в принципе можно сделать только хорошо расслабившись. Тут на помощь приходят дыхательные упражнения. Ещё, конечно, обрести внутреннюю гармонию помогает пребывание на природе, музыка, общение с любимыми. Иногда для расслабления я использую и рисование.

Мест силы у меня довольно много. В основном это очень красивые природные места. Мне посчастливилось несколько раз побывать в индийсĸих и непальсĸих Гималаях, на разных морях. Мечтаю наконец доехать до Байкала.

Какие книги вы хотели бы проиллюстрировать в будущем? Или, возможно, у вас уже есть идеи для собственных новых проектов?

Как минимум есть задумка: книги пластилиновых мастер-классов. Надеюсь, она воплотится в жизнь. А вообще я записываю все возникающие идеи в отдельном месте. Надеюсь, рано или поздно они реализуются!