Зуля Стадник в парижском литературном альманахе
В декабрьском выпуске русскоязычного парижского литературного альманаха для детей и родителей «Сверчок» вышло сразу несколько отрывков из выпущенных нашим издательством книг «Крыши летят!» и «Ёлка номер Четыре» , а также интервью с их автором Зулей Стадник. В нём Зуля поделилась историями из собственного детства, рассказала о родном городе и простых чудесах.
Мы предлагаем читателям ознакомиться с текстом интервью.
Зуля, в одном из интервью Вы рассказали, что Ваше писательство родилось из безмолвия спящего ребёнка, спящего леса и тихих снежинок. В таком безмолвии тоже есть слова, смысл, истории, …? Писательство тоже безмолвно?
Да, так случилось, что я начала писать, когда оказалась в тишине и одиночестве. Наверное, для того, чтобы случилось что-то новое, иногда необходимо затишье. Это как точка опоры, с помощью которой можно перевернуть мир – тот мир, который внутри. В этой тишине я вспомнила, что в детстве хотела странствовать и сочинять сказки. Такое же не всегда вспомнишь на бегу.
Нет, писательство не безмолвно, оно как раз для того, чтобы говорить. Просто тогда понадобилось молчание и тишина, чтобы услышать, как оно меня зовёт. Но сейчас, кстати, мне не нужно одиночество, чтобы писать. Наоборот, от движения и общения я больше вдохновляюсь. Мне нравится писать в перерывах, на скамейках, подоконниках, под деревьями и на полу. Меня редко можно увидеть с ноутбуком и блокнотом сидя за столом. Я очень непоседлива.
Вдохновляет ли Ваше творчество Ваш родной Тобольск, город исторический и легендарный?
Город вдохновляет. Больше всего тем, что в нём много леса, воды, тихих загадочных улиц, старых зданий. Особенно я люблю подгорную часть Тобольска, так называемый Нижний Посад – там как раз много церквей, исторических домов, деревянных избушек, травы и кустов, собак и коров.
Один из известных блогеров хотел поглумиться над нашим городом: он снял видео о Нижнем Посаде и сказал, что этот город «похож на деревню, потому что в нём больше зелени, чем асфальта». Это не совсем справедливо, потому что в центре город выглядит по-другому. Но я как раз нежно люблю Тобольск за то, что в нём есть такие улочки, где много зелени и тишины. В них как раз и прячутся сказки.
Кажется, что тема домов Вам очень близка. С чем это связано?
Так можно подумать, потому что про переулок Строителей написано много сказок, но на самом деле эта тема свалилась на меня неожиданно. Я написала первую сказку, а потом не смогла остановиться.
Мне кажется, дома и люди чем-то схожи. Внутри домов, так же как и внутри людей, происходит тайная жизнь, о которой мы можем только догадываться. Вот смотрим мы в глаза людей, а кто знает, что там, за занавесками ресниц? Какие в тех комнатах живут мысли?
Ребёнок, сохранившийся в Вас, и дети, окружающие Вас сегодня... А как это было раньше, когда Зуля была настоящим ребёнком? Что Вы любили делать? Что читали?
Я сейчас совсем непохожа на ту, что была в детстве. Я была «заколдованным» ребёнком и больше общалась с деревьями и придуманными персонажами, чем со сверстниками. Меня считали тихой и скромной.
Наверное, это оттого, что тогда я находилась в страшной ситуации, о которой никому не смела рассказать. Мне нужен был свой придуманный мир – мир сказок, радости, волшебных существ – чтобы выжить.
Может, поэтому, несмотря на всё, что случилось, во мне не осталось травмы и боли. Стоило убрать камень, как на его месте вырос такой цветок, как я – радостный, упрямый, влюблённый в мир.
Как ваша дочка Ассоль участвует в вашей творческой жизни?
Моя дочка сама тоже придумывает сказки. А ещё мы даём друг другу задания: сочинять истории на придуманные темы. Мне нравится так играть с Солькой – можно болтать обо всём, что в голову взбредёт – настоящее творческое раскрепощение. И именно так придумались сказки про экскаватора Клюшу – Ассоль просила их рассказывать.
Теперь, когда я решила сочинить продолжение книги «Детский сад на колёсиках», я поняла, что не могу их вот так взять и написать. Мне нужно сначала рассказать их дочке. Она с удовольствием слушает.
Кстати, самая любимая её история моего авторства – это сказка про пылесос с кучей волшебных сверхспособностей. Я её долго не могла дописать, но дочка каждый день просила меня о продолжении, так что я взялась и придумала историю до конца. Теперь она готовится к выходу в издательстве «Архипелаг».
По-вашему, истории про детский сад на колёсиках могут ли они интересовать только мальчиков? Или это стереотип?
Машинки, конечно, очень нравятся мальчишкам. Но и девочки тоже могут любить с ними играть и слушать про них сказки. Вот моя дочка, когда была маленькой, просто обожала всё, что на колёсах. Позовёшь её:
– Ассоля!
А она в ответ:
– Я не Ассоля, я легковая машина.
Поэтому мне пришлось выбрать для неё таких, казалось бы, совсем не девчачьих персонажей. Но я думаю, найдётся ещё много девочек, которым полюбятся Клюша и Шпунчик.
В то время с нами произошёл смешной и волшебный случай. Мы шли по улице мимо трактора. Солька махнула ему рукой: – Пока, трактор!
И тут в тракторе что-то громыхнуло!
Я даже чуть не завопила:
– Солька! Он тебе ответил!
Мы подошли к трактору и рассмотрели его со всех сторон, но не нашли, что могло бы издать такой звук. Я пыталась в шутку его разговорить, но мне он отвечать не собирался.
Наконец мы снова пошли вперёд, и Солька повторила:
– Пока, трактор!
И трактор снова чем-то громыхнул!
Вот так: стоит начать сочинять сказки, как они случаются в жизни.
Ваши книги адресованы дошкольникам и младшим школьникам. Пытались ли Вы писать для детей других возрастов и подростков?
Я начала пробовать писать для подростков только в этом году. Ещё ничего не дописала до конца, но увлечённо думаю об этом.
Мне пришлось себя, непоседу, воспитывать – приучать к тому, чтобы писать больше и усерднее. У подростков книги всё-таки объёмнее, чем малышовые. Надеюсь, всё получится!
Что Вы читаете с Ассоль и кого из современных российских авторов она любит?
Я не люблю подолгу читать вслух, поэтому рада, что дочка сама читает с раннего возраста. Больше всего Ассоль обожает книги про животных. Особенно про собак, потому что она их очень любит.
«Мой путь к Богу – это находить собачек и гладить их»,– как-то сказала Ассоль после экскурсии в церкви. Она мечтает стать строителем и построить приют для всех бездомных собак. Наверное, мне надо сочинять теперь щенячьи истории, но пока ничего не придумалось.
Невозможно перечислить авторов всех книг, которые она любит читать, поэтому напишу лишь несколько: Маша Рупасова, Анастасия Орлова, Марина Тараненко, Ксения Валаханович, Артур Гиваргизов, Александра Можгина, Вера Вьюга, Анна Анисимова, Александр Блинов, Алексей Зайцев, Анастасия Гундер, Михаил Лукашевич, Ксения Горбунова... и ещё много-премного! Эх, всех и правда не назовёшь...
Каковы Ваши ближайшие творческие планы? Готовите ли Вы к изданию новые книги?
В ноябре в издательстве «Архипелаг» вышла моя новая книга «Ёлка номер Четыре» – продолжение сказок переулка Строителей.
В этом же издательстве готовится книга про волшебный пылесос и семью Половичкиных, в которую он неожиданно попал, про учительницу-злюку и отпетого хулигана, которые оказались не теми, за кого себя выдавали. В этой книге много приключений!
Подписан договор с издательством «Октопус» на сказку «Дрозд внутри» – про лисёнка Сеньку, в котором можно узнать обычного мальчишку. Это притчевая история о милосердии и первой любви.
Обсуждаются рукописи в издательстве «Феникс» – возможно, и там выйдут книги.
Что касается моих творческих планов, то их так много, что мне надо где-то найти кучу свободного времени и усидчивости. Сейчас я сочиняю продолжение сказок про «Детский сад на колёсиках» и пишу детский детектив.
Источник: Электронный литературный альманах для детей и родителей «Сверчок»: декабрь 2020 г.