Как возраст ребёнка влияет на его мышление?
Развитие когнитивных способностей ребёнка как важную часть воспитания долгое время обходили стороной. Однако в ХХ веке известный психолог Жан Пиаже выдвинул теорию, что человеческий интеллект в своём развитии проходит несколько стадий. Он выделил четыре этапа развития интеллекта ребёнка, и сегодня мы поговорим о каждом из них более подробно.
1. Сенсомоторная стадия (0-2 года)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/fcc/65qkt9l9p0nfbao56wga52b4uf0yd0k9/3.jpg.webp?171043131116790)
В этом возрасте малыш познаёт мир через прикосновения и ощущения. По мере взросления он знакомится с новыми реалиями через кинетическое (сосание, хватание), аудиальное (слушание) и визуальное восприятие. Ребёнок начинает осознавать себя отдельно от остального мира и понимать, что вещи существуют и за пределами зоны видимости. Он не только учится ползать, сидеть, стоять и ходить, но и воспринимает речь людей, которые находятся рядом.
2. Стадия дооперационных представлений (2-7 лет)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/fba/1v58rcagyqmmr5opqljuat71ojj4ituy/2.jpg.webp?171043131128294)
Основная характеристика этой стадии заключается в том, что ребёнок начинает мыслить символически и учится выражать свои мысли при помощи слов и картинок. Активно начинают развиваться его речь и мышление, но вещи воспринимаются прямо и конкретно.
3. Стадия конкретных операций (7-11 лет)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/029/r2klc0cttq7ldpq2biwyl9zdwh69oiho/4.jpg.webp?171043131136644)
На этой стадии ребёнок начинает мыслить логически и анализировать заданные условия. Он использует логические суждения и известную ему информацию, чтобы делать конкретные выводы. Если предыдущие две стадии довольно эгоцентричны (малыши смотрят на ситуацию только со своей стороны), то на данной стадии развивается способность к эмпатии. Дети в этом возрасте начинают размышлять о том, как другие люди воспринимают ту или иную ситуацию.
4. Стадия формальных операций (11-15 лет)
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/c5b/1y8q90iksjcyk7nzdr0n882uxwvo8qn9/1.jpg.webp?171043131123180)
Подростки мыслят более абстрактно: чаще задумывается на тему этических, моральных, социальных, философских и политических вопросов, которые требуют абстрактных рассуждений. На этом этапе дети уже могут мыслить дедуктивно, то есть от общего переходить к частному. Именно с одиннадцати лет, подросток учится планировать своё будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях.
Развитие интеллекта ребёнка напрямую зависит от двух факторов – природы и воспитания. Наследственность и гены играют важную роль при формировании мышления, но нельзя умалять влияние воспитания и социальных аспектов на этот процесс.
Также не забывайте, что отличным подспорьем в развитии психологических и умственных способностей ребёнка может стать правильно подобранная книга. Заходите в наш каталог и выбирайте подходящие по вкусу и возрасту издания!