Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

27.06.2019

Секрет успеха детской и молодёжной литературы

Какую книгу можно назвать выдающейся? Ответ на этот вопрос попытались найти участники конференции, организованной американской медиакорпорацией Scholastic Inc. Президент и генеральный директор компании Ричард Робинсон представил на церемонии открытия несколько характеристик уникальной книги. По его мнению, такая книга:

  • содержит простую и оригинальную идею, ясно и убедительно представленную;
  • проникает в сознание читателя и погружает его в свой собственный мир;
  • пробуждает у читателя интерес и открывает новые горизонты;
  • написана с юмором, легко воспринимается;
  • открывает дверь в другую реальность.

В рамках конференции прошли четыре дискуссии о различных направлениях развития детского книгопечатания. В них приняли участие 230 писателей, официальных представителей и профессионалов в сфере издательского дела.

В секции «Блокбастеры и бестселлеры от А до Я: руководство литагента» выступили литературные агенты Кен Райт, Розмари Стимола и Эрика Рэнд Сильверман. Стимола, в чей послужной список входят «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, подчеркнула, что блокбастер вырастить нельзя, но можно и нужно растить автора. И добавила, что, мечтая о хите, можно этот самый хит пропустить.

Кен Райт отметил, что лично для него всё держится на страсти. Он заявил: «Если, только взявшись за рукопись, я сразу начинаю думать, какому редактору её отправить, и нахожу более пяти кандидатов, это определённо значит, что я уже готов ею заняться».

Важной темой стали преимущества и недостатки самиздата. По словам Райта и Стимолы, многие авторы сгорают от нетерпения, желая увидеть свою работу в печати, и не хотят ждать, пока рукописи кочуют от одного редактора к другому. В свою очередь, Сильверман признала, что, хотя авторам, издающим произведения за свой счёт, зачастую трудно самостоятельно привлечь внимание к своей книге, для некоторых этот способ является оптимальным.По ее мнению, если у писателя уже сложился круг почитателей, ему совершенно необязательно искать издателя.

В процессе обсуждения темы «Как добиться успеха, наладить контакт с детской аудиторией и выделиться из толпы» много внимания участники уделили растущей роли самого автора в продвижении своих работ в социальных сетях и на встречах с аудиторией. Молодёжный писатель Бет Кефарт и писатель-график Райна Тельгемайер рассказали о том, насколько для них важно личное общение с читателями. При этом Тельгемайер отметила, что общаясь с читателями лично, автор будто делает их сопричастными, и это благоприятно отражается на продажах. Свое мнение по этому поводу также выразил известный иллюстратор и автор обложек книг серии «Перси Джексон и Олимпийцы» Джон Рокко. Он подчеркнул, что при этом не стоит забывать, что больше времени надо уделять самой книге, а не твиттеру и блогам.

В рамках дискуссии «Цифровое поколение: создаём, продвигаем, продаём» обсуждались особенности перехода в электронный формат. Кевин О'Коннор, директор по связям с бизнесом и издателями из Barnes & Noble NOOK Kids, рассказал о том, что цифровые продажи детских книг увеличились по всему миру. Он с гордостью отметил: «В продажах иллюстрированных книг конкурентов у нас нет».

Джейкоб Льюис, соучредитель и генеральный директор Figment, молодёжного онлайн-сообщества, распространяющего новые способы чтения и письма, с увлечением рассказал о том, что издатели, работающие по старинке, многое упускают, когда дело доходит до молодых читателей и сообществ онлайн-чтения. По его словам, в цифровом формате проще распространить продукцию, привлечь новую аудиторию и пробудить интерес не только к историям, но и к самим авторам.

И наконец, что ждёт нас в будущем? Научный редактор и автор Дэвид Левитан, редактор детского издательства и работник New York Times Памела Пол, и главный редактор The Horn Book, Inc. Роджер Саттон сделали свои прогнозы по теме: «Мода против традиций: настоящее и будущее детской и подростковой литературы». Все они убеждены, что пытаться угадать следующий хит – глупо и бессмысленно. «Издайте исключительную вещь, а подражатели найдутся», – заявил Левитан, отметив, что подражая моде, шедевр не создать. При этом литератор добавил, что глупо стараться издать второго «Гарри Поттера», ориентируясь на тренды: ведь успех оригинала навряд ли превзойдут его клоны.

Обсудили вопрос, почему среди взрослых так популярна подростковая или так называемая «young adult» литература. По мнению Памелы Пол, она менее глубокомысленна, менее психологична и сильно завязана на сюжете. Левитан в свою очередь подчеркнул, что пути взрослой и Young Adult литературы расходятся не на этапе написания, а на этапе издания. Все участники конференции считают, что дебаты о цифровом будущем литературы в скором времени продолжатся. При этом Левитан добавил, что думать о том, что новые технологии изменят содержание – ошибочно; ведь слова есть слова, и не так важно, напечатаны они на машинке или на ноутбуке.

Роджер Саттон в свою очередь задался риторическим вопросом: как увлекательные книжки на ночь, да еще и с картинками, укладывают детей спать быстрее колыбельной?

В итоге, в своём выступлении автор и иллюстратор Питер Браун, наверное, дал самый краткий ответ на самый каверзный вопрос: какую же книгу считать выдающейся? Он ответил: «Если я читаю книгу, и настолько увлечён, что чувствую себя её героем, то это, безусловно, выдающаяся книга».