Подпишитесь на рассылку и получите подарок!
Дополнительная скидка 10% на один заказ в интернет-магазине издательства (распространяется на все товары)

24.09.2025

Как научить ребёнка понимать свои эмоции

Эмоции – это своего рода язык, считывая сигналы которого мы можем понимать себя и других. Но освоение этого языка далеко не всем даётся просто. Особенно затруднительно понять его бывает малышам, которые ещё не знают названий чувств, не умеют их распознавать и выражать словами. Поэтому их злость превращается в крики, разочарование – в слёзы, а восторг может быть таким бурным, что от него голова идёт кругом не только у самого ребёнка, но и у всех, кто находится рядом с ним в этот момент.

Как мягко и без нотаций помочь ребёнку разобраться в том, что он чувствует? Как показать, что злость, грусть или разочарование – это нормально, и с ними можно справиться?

Писательница Марина Тараненко предлагает маленьким читателям ближе познакомиться со своими чувствами и научиться их проживать. Для книги «Пусть солнце улыбается!» она сочинила истории, которые помогут детям понять, что чувства бывают разными, но у каждого из них есть своя сила и своё значение. Вместе с героями – волшебницей Патей и ребятами, которые сталкиваются с самыми разными переживаниями, – дети научатся узнавать, называть, нетоксично выражать и мягко проживать даже самые сильные эмоции.
Из собранных в книге примеров мы составили небольшую памятку, которая также поможет родителям лучше понимать внутренний мир ребёнка и поддерживать его в сложные эмоциональные моменты.


«Всё качается: тумбочки, стулья, шкаф и кровать. И диван не хочет просто стоять»

Что это такое?

Волнение – это эмоция ожидания, смешанная с неуверенностью. Она возникает на пороге чего-то нового и важного: первое сентября, поездка на море, публичное выступление.


Как проявляется у ребёнка?

  • Физически: беспокойные движения, ребёнок не может усидеть на месте, теребит одежду, крутит волосы.

  • Эмоционально: поток тревожных вопросов: «А если у меня не получится?», «А что там будет?», «А кто ещё придёт?»; повышенная разговорчивость или, наоборот, несвойственная замкнутость.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Назовите эмоцию
    «Я вижу, ты волнуешься перед завтрашней поездкой. Это совершенно нормально»

  • Придумайте эмоции образ
    Предложите нарисовать своё волнение, так эмоция перестанет быть абстрактной и неуправляемой.

  • Перенаправьте фокус
    Переведите внимание с тревоги на приятное ожидание: «Давай помечтаем, как мы будем купаться в море, какие достопримечательности увидим?»

Как это было в книге?

Патя предложила Саше нарисовать большое море и отдать ему своё волнение, а затем – переключиться на мысли о хорошем.

«Прыгает он от восторга, громко кричит от восторга, светится весь, словно солнце, вспыхнет того и гляди»

Восторг – это эмоция высшей степени радости и восхищения. Это яркий, шумный, а порой и разрушительный выброс энергии, которую ребёнку бывает очень трудно удержать в себе.

Как проявляется у ребёнка?

  • Физически: громкие возгласы, прыжки, активная жестикуляция, смех.

  • Эмоционально: невозможность усидеть на месте, перевозбуждение.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Признайте ценность эмоции
    «Как здорово, что тебе так понравилось!»

  • Помогите «остыть»
    Предложите упражнение: глубоко подышать, прислушаться к тишине. Это не подавление восторга, а его трансформация в спокойную, светлую радость.

  • Обнимите
    Тактильный контакт помогает вернуть ребёнка в реальность и успокоить нервную систему.

Как это было в книге?

Патя помогла Никите превратить бурный восторг в тихую радость. Они закрыли глаза, представили ночь и прислушались к шепоту звёзд, чтобы «остыть» и успокоиться.

Фу-у-у! Как не хочется видеть этого Гришу!»

Неприязнь – это чувство отторжения, нежелания контактировать с кем-либо или чем-либо. Это важный маркер личных границ, но с ним нужно уметь обращаться, чтобы он не отравлял существование и не портил настроение.

Как проявляется у ребёнка?

  • Физически: ребёнок морщится, отстраняется, может скрестить руки на груди.

  • Эмоционально: говорит обидные слова о том, кто не нравится, отказывается от совместных игр или разговоров

Как помочь ребёнку справиться?

  • Не запрещайте чувство
    Фраза «Нельзя так говорить о человеке» не отменяет чувства неприязни. Лучше сказать: «Я понимаю, что он тебе не нравится. Давай подумаем почему».

  • Ищите точку соприкосновения
    Предложите найти что-то общее с человеком (любовь к одному и тому же виду печенья, заинтересованность динозаврами). Иногда такое открытие меняет отношение сильнее, чем долгие уговоры.

  • Обратите внимание на хорошее
    Предложите ребёнку найти в человеке хотя бы одну хорошую черту, это учит эмпатии и толерантности.

Как это было в книге?

Патя помогла Ефиму разглядеть в мальчике, который ему не нравился, хорошие черты и общие интересы. И когда Ефим увидел, как Гриша кормит бездомных собак, то понял, что предвзято относился к мальчику из-за внешнего вида. Тогда неприязнь сменилась симпатией.

«Ей так легко и хорошо. И хочется создать что-то новое, интересное, яркое и чудесное»

Вдохновение – это состояние творческого подъёма, прилива сил и желания творить, лёгкая, воздушная и очень продуктивная эмоция.

Как проявляется у ребёнка?

  • Физически: ему хочется сразу взяться за краски, конструктор, пластилин или начать сочинять историю

  • Эмоционально: ребёнок активно фантазирует, предлагает неожиданные идеи, находится в приподнятом настроении.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Создайте условия
    Предоставьте ребёнку материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски.

  • Не мешайте
    Вдохновение не требует коррекции. Дайте ему выплеснуться наружу.

  • Разделите радость
    Проявите интерес к идее ребёнка, восхититесь его замыслом, так вы окажете поддержку.

Как это было в книге?

Патя не стала регулировать вдохновение Эвелины. Вместо этого она присоединилась к ней, закружилась в танце и сама заразилась творческим порывом, показав, что вдохновением нужно наслаждаться и делиться.


«В детский сад должны были приехать артисты... И вдруг концерт отменился. Ну вот...»

Разочарование – это грусть из-за несбывшихся ожиданий, крушения планов. Несмотря на негативные впечатления, это важный опыт, который учит гибкости и принятию.

Как проявляется у ребёнка?

  • Физически: упадок сил, слёзы, грустное выражение лица.

  • Эмоционально: апатия, фразы «Мне ничего не интересно», «Я больше ничего не хочу».

Как помочь ребёнку справиться?

  • Разрешите грустить
    Не стоит говорить «Не плачь, это ерунда». Лучше: «Я понимаю, ты расстроен. Это действительно обидно».

  • Попрощайтесь с разочарованием
    Предложите ритуал: громко крикнуть «Разочарование, уходи!» и весело помахать ему рукой (ногами, головой). Это помогает символически закрыть ситуацию.

  • Предложите альтернативу
    «Концерт отменился, но давай сейчас вместе порисуем/поиграем/посмотрим хороший мультфильм?»

Как это было в книге?

Патя предложила детям всем вместе прокричать «Разочарование, уходи!» и весело помахать ему руками и ногами, чтобы его отпустить. А затем – устроить свой собственный концерт.


«А Сабрина не находит себе места: что там делает сестра? Как бы подсмотреть? Как бы разузнать?»

Любопытство – это жажда познания, желание заглянуть за границу неизвестного. Это двигатель развития, но его иногда нужно направлять в безопасное русло.

Как проявляется у ребёнка?

  • Эмоционально: азарт, нетерпение, настойчивое желание получить ответ или узнать секрет.

  • Физически: ребёнок задаёт бесконечные вопросы, пытается заглянуть в закрытое помещение, поднести предмет к лицу, разобрать его, прислушивается, встаёт на цыпочки, чтобы лучше видеть.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Не ругайте за интерес
    Фраза «Не лезь не в своё дело» может убить познавательный импульс.

  • Перенаправьте интерес
    Помогите ребёнку найти тему для исследования, чтобы вместо попыток узнать чужой секрет он занялся чтением энциклопедии с интересными фактами.

  • Объясните, зачем нужны границы
    Спокойно расскажите о личных границах других людей: «У каждого есть свои секреты. Когда человек будет готов, он сам тебе всё покажет и расскажет».

Как это было в книге?

Патя не стала запрещать Сабрине интересоваться, чем же занимается сестра. Вместо этого она предложила потратить заряд любопытства на то, чтобы разобраться, зачем петуху гребешок, что едят муравьи, для чего сажают цветы.

«Сам Максим готов закипеть и засвистеть. Он сильно возмущён»

Возмущение – это громкий протест против несправедливости, внутреннее кипение, которое рождается из чувства справедливости и желания защитить слабого.

Как проявляется у ребёнка?

  • Эмоционально: гнев, негодование, желание восстановить справедливость.

  • Физически: громкая, эмоциональная речь, крик; ребёнок может топать ногами, жестикулировать; его лицо краснеет, мышцы напрягаются, дыхание учащается.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Дайте понять, что вы на его стороне
    «Я понимаю, ты возмущён, потому что поступили нечестно. Я разделяю твоё негодование»

  • Позвольте выпустить пар
    Предложите безопасный способ выразить гнев: посвистеть, потопать ногами, порвать старую газету, поколотить подушку.

  • Предложите решение
    После того как первая волна возмущения схлынет, спокойно обсудите, что можно сделать в этой ситуации, чтобы исправить её.

Как это было в книге?

Патя предложила Максиму безопасно выпустить пар: вместе посвистеть и пофыркать, как кипящие чайники, чтобы возмущение «выкипело». После этого Максим смог успокоиться.

«А мальчик Лёня смотрит на девочку Риту, и до того она ему нравится!»

Симпатия – это тёплое, светлое чувство расположения и интереса к другому человеку. Одна из самых приятных и позитивно заряженных эмоций.

Как проявляется у ребёнка?

  • Эмоционально: радость от присутствия человека, желание сделать ему приятное, забота, нежность.

  • Физически: ребёнок улыбается, стремится к тактильному контакту (обнять, взять за руку), может смущаться и краснеть, старается быть рядом, делится игрушками или угощениями.

Как помочь ребёнку справиться?

  • Порадуйтесь за ребёнка
    «Как здорово, что у тебя появился новый друг!»

  • Поддержите инициативу
    Помогите сделать шаг навстречу: подготовить небольшой подарок, рисунок, пригласить в гости.

  • Обсудите правила
    Ненавязчиво поговорите о том, что симпатия должна быть взаимной и уважительной.

Как это было в книге?

Патя подсказала Лёне, как красиво выразить свою симпатию – собрать и подарить букет цветов, которые расцвели вокруг от его светлого чувства.

Эмоции как краски разных цветов, и хоть иногда они бывают слишком яркими, но без них картина жизни была бы пустой и блёклой. Волнение учит мечтать, восторг – радоваться, неприязнь – искать общее, вдохновение – творить, разочарование – отпускать, любопытство – узнавать новое, возмущение – защищать справедливость, а симпатия – делиться теплом.

И, может быть, главное, что мы можем сделать вместе с детьми, – это не запрещать эмоции, а научиться их проживать. Ещё больше советов и добрых подсказок вы найдёте в сказочном пособии Марины Тараненко «Пусть солнце улыбается!».

Сейчас книгу можно приобрести по предзаказу на сайте издательства в разделе «Каталог» со скидкой 50%.