Как поддержать интерес ребёнка к рисованию и выражению себя через творчество?
Начиная с четырёх лет, малыш предпринимает первые попытки отобразить в творчестве действительность и самого себя: рисует сюжеты, учится организовывать объекты в пространстве, выделять на рисунке небо и землю. А уже в пять лет наступает «золотой период рисования». Дети этого возраста с огромным интересом и удовольствием рисуют, лепят, вырезают и выражают себя в творчестве иными способами. И делают они это не потому, что их просят, а потому что им самим хочется. В этот момент творчество служит и формой самовыражения, и способом познания мира, и игрой.

Однако со временем, обычно к семи-восьми годам, может наступить перелом: дети понимают, что их рисунки далеко не так правдоподобно и детально передают действительность, как им того хотелось бы. Именно в этот момент важно не столько помочь ребёнку улучшить технику, сколько создать условия, в которых можно свободно пробовать, искать, придумывать и фантазировать.
Что такое творческий порыв и почему он важен?
Творческий порыв – это момент, когда у ребёнка появляется внутренняя потребность что-то придумать, сделать, преобразовать. Это может быть спонтанное желание порисовать без определённой цели, попытка что-то склеить из подручных материалов и т.д.
Такие импульсы могут проявляться не самым очевидным образом – особенно если взрослые воспринимают их как неорганизованную активность. Здесь важно не то, что именно делает ребёнок, а насколько он включён в процесс. Творческие порывы имеют особую ценность, потому что именно в моменты их наступления у ребёнка формируется отношение к собственным идеям, понимание того, что их можно озвучить, воплотить, не боясь при этом, что результат окажется странным или некрасивым.
Как не подавить инициативу?
Когда творческий процесс только начинается, не всегда понятно, чем всё закончится. И это не говоря уже о том, что внезапные порывы ребёнка могут выглядеть, как попытка просто навести беспорядок или странная забава. Но вмешиваясь в процесс, можно прервать полёт фантазии, что может отразиться на самооценке ребёнка и его эмоциональном и творческом развитии. Поэтому не стоит говорить: «Ты неправильно рисуешь». Лучше спросите: «А что ты придумал?» или «Хочешь вместе порисуем?». Положительная оценка взрослого даёт ребёнку важный и нужный сигнал: то, что он делает, имеет значение.
В такие моменты ребёнок учится доводить задуманное до конца, искать решения, пробовать снова. Эти навыки пригодятся и в школьных проектах, и в общении с другими детьми, и в любом деле, где нужно проявить инициативу.
Как может помочь «Летний альбом»?
Когда у ребёнка много идей, но нет понимания, как их можно выразить, полезно предложить ему на выбор идею с понятной, но неограничивающей фантазию инструкцией. «Летний альбом» художника и дизайнера Юлии Савенковой наполнен именно такими идеями. На его страницах – пошаговые мастер-классы по рисованию травинок, маков, бабочек, ананаса и мороженого, а также по созданию аппликаций из засушенных листьев и коллажей с природными материалами.
Помимо этого, альбом вдохновляет: вести дневник наблюдений за облаками, устроить праздник без повода, приготовить лимонад, сделать мини-сад в чашке или цветочном горшке. Каждая такая идея не имеет и не требует единственно верного, «правильного» результата. Зато открывает путь к впечатлениям и даёт возможность проявить себя в творчестве.
Ребёнок сам сможет выбрать, чем именно заняться – рисовать, писать, собирать, придумывать. И при этом не будет испытывать страха сделать что-то «не то».

Творчество без давления
В раннем возрасте творческие навыки и фантазия развиваются естественно, как бы сами собой. Но чтобы они не ушли из жизни ребёнка по мере взросления, им нужно пространство. «Летний альбом» показывает, что воплощать свои идеи можно не для оценки и не ради результата, а просто потому что это интересно. А также помогает понять, что творчество – это один из способов самовыражения: через рисунки, аппликации, фотографии. И доступно это каждому, а не только профессионалам.
«Летний альбом» Юлии Савенковой не учит, как нужно. Он предлагает: «посмотри, попробуй, придумай», а это именно то, что нужно воображению, чтобы расти.