Подпишитесь на рассылку и получите подарок!
Дополнительная скидка 10% на один заказ в интернет-магазине издательства (распространяется на все товары)

17.07.2025

Летний досуг: 5 идей аппликаций для детей, которые не любят рисовать

Не всем детям по душе карандаши и краски, и это совершенно нормально. Иногда руки просят не рисовать, а резать, клеить, мять и собирать. Такие занятия не менее важны и полезны – особенно летом, когда под рукой так много природных материалов, готовых к использованию, и каждый день вдохновляет на новые открытия. Шишки, листики, фантики, яркие салфетки – всё может стать частью будущей поделки.

Аппликации – это не только бумажные поделки. Это могут быть коллажи, гербарии, объёмные композиции из вторсырья или подручных материалов. При этом, пользы от такого творческого времяпровождения ничуть не меньше, чем от рисования: развивается фантазия, мелкая моторика, внимательность, способность выражать эмоции через творчество.

За идеями для творческого семейного досуга можно обратиться к «Летнему альбому» Юлии Савенковой – это сборник мастер-классов и идей для наблюдений, зарисовок и декора.

Ниже мы собрали пять простых идей летних аппликаций, которые отлично дополнят ваш личный семейный «летний альбом» и помогут сохранить лучшие моменты каникул.

1. Коллаж «Моё лето»

Предложите ребёнку поискать в старых журналах, открытках, на рекламных буклетах и упаковках картинки, которые ассоциируются у него с летом: изображения ягод, фруктов, фрагментов неба или морского берега. Можете заранее сделать вырезки или распечатать картинки. Затем вместе составить коллажную композицию и приклеить её на лист бумаги или в «Летний альбом», добавив смешные подписи, диалоги, заголовки.

Такой коллаж превращается в карту личных впечатлений – визуальную историю, рассказывающую о событиях и ощущениях. Когда ребёнок сам выбирает изображения и подписывает их, он тренирует ассоциативное мышление, осмысляет прошедшее. Коллаж становится одним из способов сказать: «Вот что мне больше всего запомнилось и по-настоящему нравится».

2. Гербарий-дневник

Во время прогулок и отдыха на природе можно вместе с ребёнком искать красивые листья, сухоцветы, пёрышки, необычные травинки. Главное – не рвать растения в парках или охраняемых зонах, а обращать внимание на то, что уже лежит под ногами. Из найденного можно составить летнюю «коллекцию впечатлений». Каждый день добавляйте в альбом или тетрадь новый «экземпляр» с короткой подписью: «Пахнет дождём» или «Нашли утром на детской площадке».

Так вы не только поможете ребёнку развить наблюдательность, но и научите его замедляться, обращать внимание на мелкие, но значимые детали в мире вокруг.

3. Портрет из подручных материалов

Расскажите ребёнку, что для создания портрета необязательно нужны кисти и краски. Свой собственный потрет или портрет какого-то вымышленного или придуманного самим ребёнком персонажа можно сделать из всего, что найдётся под рукой. Из палочек могут получиться руки, из камешков – глаза, одуванчик может стать причёской. Соберите вместе фантастического персонажа – например, лесовичка или речного духа, и приклейте композицию к плотному листу бумаги или картона. Дайте персонажу имя, придумайте, где он живёт, что любит, как проводит время.

Это задание развивает воображение и чувство композиции. Ребёнок учится «собирать» образы из хаоса подручных материалов и тем самым упорядочивает окружающий мир – по-своему, с фантазией и юмором.

4. Фигурки из фантиков

Старые фантики от конфет, блестящие обёртки, салфетки – отличные материалы для объёмных аппликаций. Их можно мять, скручивать, складывать гармошкой или комкать – из них получаются цветы, лодочки, забавные фигурки, фантастические существа. Такие материалы легко достать и не жалко испортить. Это снижает тревожность от страха ошибки и даёт ребёнку свободу в эксперименте: можно мять, переклеивать, менять идею на ходу.

Подобные занятия также могут стать поводом поговорить о повторном использовании вещей и бережном отношении к окружающему миру.

5. Коллаж эмоций

Предложите ребёнку собрать из цветных обрезков композицию, которая наиболее точно описывает его настроение или состояние. Это может быть «радость после купания» или «грусть от расставания с новыми друзьями». Пусть сам выберет, какие формы и цвета подходят для выражения злости, тревоги или покоя.

Готовую работу можно приклеить в альбом, дать ей название и даже составить короткий рассказ о прошедшем дне. Такое занятие поможет ребёнку прожить эмоцию и подобрать для неё подходящий образ. Это первый шаг к осознанию своих эмоций – к умению понимать и не бояться проявлять свои чувства.

Что дают занятия аппликацией:

  • Саморегуляцию. Когда руки заняты делом, ум успокаивается, тревога уходит.

  • Осознанность. Мы учимся замечать оттенки, текстуры, мелочи.

  • Гибкость мышления. Из случайных мелочей рождаются образы – значит, и в жизни любой обрывок бумаги, небольшая деталь может стать началом чего-то гораздо большего.

«Летний альбом» как раз и создан для таких маленьких открытий – он даёт направление, но не ограничивает, вдохновляет, но не диктует. Эти пять идей дополнят собранные в нём мастер-классы, подскажут новые темы для обсуждения и помогут наполнить страницы самыми яркими и тёплыми летними историями.

Приобрести «Летний альбом» и другие книги «Архипелага» можно на нашем сайте в разделе «Каталог».