Подпишитесь на рассылку и получите подарок!
Дополнительная скидка 10% на один заказ в интернет-магазине издательства (распространяется на все товары)

30.06.2025

Как организовать детский книжный клуб?

Организовать детский книжный клуб проще, чем кажется. Это не требует специальных ресурсов или большого количества участников – достаточно вашего желания делиться впечатлениями, читать и обсуждать книги вместе с детьми.

На фото ведущая «Книжного Маячка» Мария Папкина и участники клуба на встрече по книге «Кот-Воркот и туча»

В прямом эфире своего Telegram-канала блогер, педагог и ведущая клуба «Книжный маячок» Мария Папкина, обсудила с директором издательства «Архипелаг» Светланой Смольняковой, как запустить книжный клуб, выстроить в нём правильную атмосферу и удержать интерес участников.

Мы собрали для вас основные идеи, которые помогут будущим организаторам детских книжных клубов сделать свой первый шаг. Эти же подходы мы используем в «Книжном маячке» – и готовы поделиться своими наработками. Вы можете следить за мероприятиями в нашем клубе на нашем сайте или в Telegram-канале.

  • Начните с малого

Ваш клуб может состоять даже из двух участников – это уже прекрасное начало. Не стремитесь сразу к большому количеству детей. Прежде, чем собирать большие группы, поймите, какова ваша главная цель, и определитесь с форматом: хотите ли вы создать пространство для обсуждения книг, место для обмена рекомендациями или тематический клуб с фокусом на определённые жанры. Всё это – одинаково увлекательные и полезные форматы, и выбирать подходящий стоит, отталкиваясь от ваших целей.

  • Не ставьте цель «прочитать книгу любой ценой»

Главное – прожить историю вместе с детьми и обсудить самые интересные для них моменты. Ведь важно не количество книг, а то, что ребёнок понял, прочувствовал, запомнил. Делайте упор не на то, что теперь можно поставить галочку – «прочитано», а на то, что было вынесено из занятия. Такой подход развивает не только любовь к чтению, но и критическое мышление.

  • Выбирайте небольшие отрывки для чтения

Лучше прочитать 10–15 минут и поговорить, чем полчаса читать без остановки в полной тишине. Заранее планируйте структуру встречи: сколько времени нужно отвести на чтение, сколько – на обсуждение, вопросы, игры. Например, прочитали кусочек – сразу обсудили, что герои чувствовали, как бы поступили дети на их месте. Добавьте в обсуждения элемент творчества: рисунки, поделки, сценки. Это сделает встречу живой и многослойной.

  • Не бойтесь онлайн-формата

Онлайн-встречи работают ничуть не хуже живых, особенно если детям удобно: они могут сидеть как угодно, рисовать, играть с пластилином, при этом слушая и участвуя в разговоре. Главное – обеспечить стабильную связь, простой способ подключения и понятную структуру. Используйте одну и ту же платформу, создайте чат для родителей с напоминаниями и придерживайтесь регулярного расписания.

  • Проводите цикл занятий

Разбейте занятия на блоки, посвящённые одной книге, теме или автору, а в конце организуйте небольшой итоговый проект – письмо главному герою, мини-спектакль или встреча с писателем.  

Такой подход позволит глубже погрузиться в литературный мир, обсудить детали, которые часто ускользают при разовом прочтении, и создать по-настоящему запоминающийся читательский опыт. Благодаря этому дети начинают ждать новых встреч, вспоминать предыдущие и чувствовать себя частью процесса.

  • Формируйте доверительную атмосферу

Дети должны чувствовать, что их мнение ценится, а не оценивается. Избегайте критики и сравнений – пусть каждый участник знает, что его готовы слушать и слышать. Необходимого уровня доверия можно добиться только, когда встречи проходят регулярно, ведущий и участники знают друг друга, понимают, что можно показывать эмоции и делиться мнениями. Со временем даже самые стеснительные начинают смелее делиться мнениями и эмоциями. Помните: атмосфера – это фундамент клуба.

  • Не бойтесь работать с теми, кто ещё не умеет читать

Если ребёнок не умеет читать – не страшно. Пусть слушает, задаёт вопросы, участвует в обсуждении. Когда взрослые читают детям вслух, у ребят развивается интерес к тексту, даже если навыка самостоятельного чтения ещё нет. В клубах можно и рисовать буквы, и «играть в алфавит», и просто слушать с удовольствием. Не ставьте барьер: «только читающие», поощряйте само желание быть частью группы.

  • Подбирайте книги по возрасту и интересу

Не ограничивайтесь школьной программой или классикой. Ищите книги, которые действительно увлекут детей: с юмором, динамичным сюжетом, героями, на которых хочется быть похожими. Хорошо работают стихи, истории с неожиданными поворотами и научно-популярные книги, информация в которых подаётся в лёгкой форме.

  • Не ждите идеального момента

Начинайте с теми, кто есть, и учитесь по ходу. Вам не нужно «разрешение» или опыт. Просто начните с одной встречи и одной книги. Ваш клуб будет развиваться вместе с вами: появятся новые форматы, идеи, сценарии встреч. Как и в любом деле, главное – начать. Как только вы увидите, как загораются глаза, как дети включаются – поймёте, почему книжный клуб – это настоящее волшебство.

Полный выпуск подкаста можно послушать в Telegram-канале Марии Папкиной.

Также за новостями издательства, рекомендациями по изучению искусства с детьми, посещению музеев и чтению можно следить в Telegram-канале Светланы Смольняковой.