Как обсуждать книги с детьми: простые советы для родителей и педагогов
На этой неделе директор издательства «Архипелаг» Светлана Смольнякова выступает сразу на двух конференциях, посвящённых чтению: «Медиакультура – 2025» и «Что и как читают наши дети?». В центре её докладов – книжные клубы и смысловое чтение. Особое внимание в своих выступлениях Светлана уделяет тому, как обсуждать книги с детьми: и в семье, и в школе, и в библиотеке.

В этой статье собраны подготовленные Светланой памятки, которые будут полезны родителям и педагогам: как говорить о прочитанном с дошкольниками и младшими школьниками, чтобы разговор действительно стал интересным и полезным для ребёнка.
Зачем вообще обсуждать книги?
Обсуждение помогает не просто закрепить сюжет книги в памяти, но и формирует целый ряд важных навыков:
-
развивает речь и умение пересказывать;
-
учит слушать, задавать вопросы и вступать в диалог;
-
помогает проводить параллели между книгами и личным опытом;
-
укрепляет привычку читать осмысленно и с интересом.
Как говорить о книгах с детьми: 6 простых приёмов
1. Задавайте открытые вопросы
Избегайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Лучше использовать те, что побуждают к размышлению и помогают рассказать о чувствах, мотивах и мыслях персонажей, например:
– Почему, как ты думаешь, Колобок ушёл от бабушки и дедушки?
– Что бы ты сделал, если бы оказался на месте Коли?
– Почему герой поступил именно так?
2. Учите сравнивать героев между собой и сопоставлять события
Сравнение – отличный способ научиться анализировать и выстраивать логические связи.
– Кто тебе больше понравился: Курлик или Муррлик? Почему?
– Какой герой похож на тебя или твоего друга?
3. Играйте в «Что было бы, если…»
Этот приём развивает воображение и помогает взглянуть на сюжет под другим углом.
– А что было бы, если бы у Маши не было каши?
– Если бы ты мог изменить финал истории – каким бы он был?
4. Вводите элементы творчества: рисунки и поделки
После прочтения предложите ребёнку нарисовать героя, сцену или придумать поделку. Это помогает выразить впечатления через действия.
– Расскажи, что ты нарисовал? Почему выбрал именно этот момент?
5. Связывайте сюжет с личным опытом ребёнка
Когда ребёнок видит, что истории перекликаются с его жизнью, чтение становится ближе.
– Ты когда-нибудь видел шмелей, как в книге? Испугался или наоборот – было интересно?
6. Ведите мини-дневник чтения
Это может быть таблица, блокнот или даже отдельный альбом, куда ребёнок записывает или зарисовывает прочитанные книги, впечатления, любимых героев и цитаты.
Самое важное в обсуждении книг – это искренний интерес взрослого и уважение к мнению ребёнка. Когда ребёнок чувствует, что его слышат и его идеи важны, обсуждение превращается не в занятие «по правилам», а в любимый ритуал, способ быть ближе друг к другу и к миру книг.
Также за новостями издательства, рекомендациями по изучению искусства с детьми, посещению музеев и чтению можно следить в телеграмм-канале Светланы Смольняковой.