Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Дополнительная скидка 10% на один заказ в интернет-магазине издательства (распространяется на все товары)

15.05.2025

Как обсуждать книги с детьми: простые советы для родителей и педагогов

На этой неделе директор издательства «Архипелаг» Светлана Смольнякова выступает сразу на двух конференциях, посвящённых чтению: «Медиакультура – 2025» и «Что и как читают наши дети?». В центре её докладов – книжные клубы и смысловое чтение. Особое внимание в своих выступлениях Светлана уделяет тому, как обсуждать книги с детьми: и в семье, и в школе, и в библиотеке.

В этой статье собраны подготовленные Светланой памятки, которые будут полезны родителям и педагогам: как говорить о прочитанном с дошкольниками и младшими школьниками, чтобы разговор действительно стал интересным и полезным для ребёнка. 

Зачем вообще обсуждать книги?

Обсуждение помогает не просто закрепить сюжет книги в памяти, но и формирует целый ряд важных навыков:

  • развивает речь и умение пересказывать;

  • учит слушать, задавать вопросы и вступать в диалог;

  • помогает проводить параллели между книгами и личным опытом;

  • укрепляет привычку читать осмысленно и с интересом.

Как говорить о книгах с детьми: 6 простых приёмов

1. Задавайте открытые вопросы

Избегайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Лучше использовать те, что побуждают к размышлению и помогают рассказать о чувствах, мотивах и мыслях персонажей, например:

– Почему, как ты думаешь, Колобок ушёл от бабушки и дедушки?

– Что бы ты сделал, если бы оказался на месте Коли?

– Почему герой поступил именно так?

2. Учите сравнивать героев между собой и сопоставлять события

Сравнение – отличный способ научиться анализировать и выстраивать логические связи.

– Кто тебе больше понравился: Курлик или Муррлик? Почему?

– Какой герой похож на тебя или твоего друга?

3. Играйте в «Что было бы, если…»

Этот приём развивает воображение и помогает взглянуть на сюжет под другим углом.

– А что было бы, если бы у Маши не было каши?

– Если бы ты мог изменить финал истории – каким бы он был?

4. Вводите элементы творчества: рисунки и поделки

После прочтения предложите ребёнку нарисовать героя, сцену или придумать поделку. Это помогает выразить впечатления через действия.

– Расскажи, что ты нарисовал? Почему выбрал именно этот момент?

5. Связывайте сюжет с личным опытом ребёнка

Когда ребёнок видит, что истории перекликаются с его жизнью, чтение становится ближе.

– Ты когда-нибудь видел шмелей, как в книге? Испугался или наоборот – было интересно?

6. Ведите мини-дневник чтения

Это может быть таблица, блокнот или даже отдельный альбом, куда ребёнок записывает или зарисовывает прочитанные книги, впечатления, любимых героев и цитаты.

Самое важное в обсуждении книг – это искренний интерес взрослого и уважение к мнению ребёнка. Когда ребёнок чувствует, что его слышат и его идеи важны, обсуждение превращается не в занятие «по правилам», а в любимый ритуал, способ быть ближе друг к другу и к миру книг.

Также за новостями издательства, рекомендациями по изучению искусства с детьми, посещению музеев и чтению можно следить в телеграмм-канале Светланы Смольняковой.