«Малышки-эрудишки»: чтение, которое развивает ребёнка
Каждый день для малыша – это открытие. Он с интересом изучает мир, а книги становятся его первыми проводниками в этом увлекательном путешествии. Даже самые простые на первый взгляд книжки с минимумом текста и большим количеством картинок могут стать мощным инструментом развития. Когда взрослые играют, обсуждают, повторяют и придумывают вместе с ребёнком, книга оживает, а чтение превращается в настоящую увлекательную игру.
 
«Малышки-эрудишки» – это книги-картонки с короткими стихотворениями, которые не только знакомят детей с фруктами, орехами, овощами, деревьями, ягодами и домашними животными, но и способствуют развитию речи, расширению кругозора и формированию интереса к природе. Интерактивные игры и творческие занятия на основе этих стихов помогут ребёнку погрузиться в волшебный мир книг, поэтому мы подготовили для вас несколько идей, которые заинтересуют малышей.
1. Интерактивное чтение: угадай, покажи, повтори
Чтение книг малышам предполагают участие взрослых, чтобы оно не было пассивным, вовлекайте ребёнка в процесс с помощью простых игровых заданий. Этот приём не только делает чтение веселее, но и развивает внимание, память и речь.
- 
	Угадай-ка 
Во время чтения делайте паузы для обсуждения, задавайте малышу вопросы, предложите угадать героя стихотворения по описанию. Например, если стих посвящён фруктам, прочитайте строку с описанием: «Круглое, гладкое, сочное, кисло-сладкое…» – и спросите, о каком фрукте идёт речь.
- 
	Повтори звук 
Просите ребёнка повторять движения или звуки, о которых говорится в стихах. Например, пошипеть или погоготать, как гусь, поцокать, как лошадка. Такой приём помогает задействовать моторику и речевой аппарат, благодаря которым текст запоминает гораздо быстрее.
- 
	Продолжи рифму 
Детям постарше, которые уже пробуют читать самостоятельно, предложите игру в рифмы. Начните строку из стихотворения, а ребёнок пусть подберёт слово, подходящее по смыслу и размеру: «Аппетитные томаты, так и просятся в…»
 
2. Сенсорные игры: трогаем, считаем, сортируем
Маленькие дети познают мир через прикосновения, поэтому сенсорные игры – отличный способ закрепить знания, полученные во время чтения. Эти простые упражнения развивают мелкую моторику, тактильное восприятие и концентрацию.
- 
	Корзинка фруктов 
После прочтения стихотворений о фруктах соберите вместе с ребёнком игрушечные или настоящие плоды. Закройте ему глаза и предложите на ощупь определить, что он держит в руках. В качестве подсказок можно описывать вкус или запах, чтобы ребёнок точно угадал фрукт.
- 
	Сортировка орехов и семян 
Прочитав книги со стихами о деревьях или орехах, предложите малышу игру на сортировку. Насыпьте в миски разные орехи или плоды деревьев (жёлуди, каштаны) и попросите разложить их по группам. Можно также собирать из них буквы и фигуры, которые знакомы малышу.
 
3. Ролевые игры: оживляем героев стихов
После знакомства со стихами и их героями предложите ребёнку разыграть сценки. Подобного рода ролевые игры развивают воображение, формируют навыки общения и помогают осваивать новые слова в игровом контексте.
- 
	«Звериная ферма» 
Если вы читаете стихи о домашних животных, устройте импровизированную ферму. Пусть ребёнок изображает коровку, овечку или хрюшку, повторяя их звуки и повадки.
- 
	«Лесное путешествие» 
После прочтения стихов о деревьях или ягодах разыграйте прогулку в воображаемом лесу. Попросите малыша показать, как он собирает ягоды, фрукты, грибы или орехи. Пусть он представит размер, вес и форму того, что кладёт в корзинку. Такие упражнения помогают развивать абстрактное мышление и воображение.
 
4. Творчество по мотивам стихов
Когда ребёнок что-то лепит, рисует или складывает из конструктора, вдохновившись сюжетами и героями книг, у него активно работает воображение, это помогает визуализировать образы и закреплять новые знания. Такие занятия развивают мелкую моторику, цветовое восприятие и творческое мышление.
- 
	Ягодная гирлянда 
После прочтения стихов о ягодах вырежьте вместе с малышом вишню, клубнику, смородину из цветной бумаги. Нарисуйте глазки, ротики как на иллюстрациях – так они ещё больше будут похожи на персонажей стихов. Подвесьте фигурки на нитку, чтобы украсить детскую комнату.
- 
	Овощной огород из пластилина 
Лепка овощей по мотивам стихов помогает ребёнку лучше запомнить их форму, цвет и название. Во время занятия вспоминайте строки стихов с описанием плодов и обсуждайте, где растут, какого они цвета и вкуса.
 
Советы для родителей
Чтобы чтение и игры принесли максимальную пользу, используйте несколько простых приёмов:
- 
	Чаще повторяйте 
Дети лучше запоминают текст, если слышат его многократно. Не бойтесь перечитывать одни и те же стихи, каждый раз дополняйте их новыми играми и идеями для обсуждения.
- 
	Задавайте вопросы 
Спрашивайте, что ребёнку запомнилось, какие герои ему понравились, пусть он перескажет стихотворение своими словами.
- 
	Включайте творчество в повседневность 
Даже во время прогулок можно вспоминать строки из стихов, обсуждая деревья, ягоды или животных, которые вы видите вокруг.
 
Стихи – это не только рифмованные строки, но и мощный инструмент для обучения, игры и творчества. Книги серии «Малышки-эрудишки» помогут детям в лёгкой и увлекательной форме расширить словарный запас, развить воображение и познать окружающий мир.