Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

25.04.2025

Чтение, которое развивает ребёнка

Каждый день для малыша – это открытие. Он с интересом изучает мир, а книги становятся его первыми проводниками в этом увлекательном путешествии. Даже самые простые на первый взгляд книжки с минимумом текста и большим количеством картинок могут стать мощным инструментом развития. Когда взрослые играют, обсуждают, повторяют и придумывают вместе с ребёнком, книга оживает, а чтение превращается в настоящую увлекательную игру.

«Малышки-эрудишки» – это книги-картонки с короткими стихотворениями, которые не только знакомят детей с фруктами, орехами, овощами, деревьями, ягодами и домашними животными, но и способствуют развитию речи, расширению кругозора и формированию интереса к природе. Интерактивные игры и творческие занятия на основе этих стихов помогут ребёнку погрузиться в волшебный мир книг, поэтому мы подготовили для вас несколько идей, которые заинтересуют малышей.

1. Интерактивное чтение: угадай, покажи, повтори

Чтение книг малышам предполагают участие взрослых, чтобы оно не было пассивным, вовлекайте ребёнка в процесс с помощью простых игровых заданий. Этот приём не только делает чтение веселее, но и развивает внимание, память и речь.

  • Угадай-ка

Во время чтения делайте паузы для обсуждения, задавайте малышу вопросы, предложите угадать героя стихотворения по описанию. Например, если стих посвящён фруктам, прочитайте строку с описанием: «Круглое, гладкое, сочное, кисло-сладкое…» – и спросите, о каком фрукте идёт речь.

  • Повтори звук

Просите ребёнка повторять движения или звуки, о которых говорится в стихах. Например, пошипеть или погоготать, как гусь, поцокать, как лошадка. Такой приём помогает задействовать моторику и речевой аппарат, что делает текст более запоминающимся.

  • Продолжи рифму

Детям постарше, которые уже пробуют читать самостоятельно, предложите игру в рифмы. Начните строку из стихотворения, а ребёнок пусть подберёт слово, подходящее по смыслу и размеру: «Аппетитные томаты, так и просятся в…» 

2. Сенсорные игры: трогаем, считаем, сортируем

Маленькие дети познают мир через прикосновения, поэтому сенсорные игры – отличный способ закрепить знания, полученные во время чтения. Эти простые упражнения развивают мелкую моторику, тактильное восприятие и концентрацию.

  • Корзинка фруктов

После прочтения стихотворений о фруктах соберите вместе с ребёнком игрушечные или настоящие плоды. Закройте ему глаза и предложите на ощупь определить, что он держит в руках. В качестве подсказок можно описывать вкус или запах, чтобы ребёнок точно угадал фрукт.

  • Сортировка орехов и семян

Прочитав книги со стихами о деревьях или орехах, предложите малышу игру на сортировку. Насыпьте в миски разные орехи или плоды деревьев (жёлуди, каштаны) и попросите разложить их по группам. Можно также собирать из них буквы и фигуры, которые знакомы малышу. 

3. Ролевые игры: оживляем героев стихов

После знакомства со стихами и их героями предложите ребёнку разыграть сценки. Подобного рода ролевые игры развивают воображение, формируют навыки общения и помогают осваивать новые слова в игровом контексте.

  • «Звериная ферма»

Если вы читаете стихи о домашних животных, устройте импровизированную ферму. Пусть ребёнок изображает коровку, овечку или хрюшку, повторяя их звуки и повадки.

  • «Лесное путешествие»

После прочтения стихов о деревьях или ягодах разыграйте прогулку в воображаемом лесу. Попросите малыша показать, как он собирает ягоды, фрукты, грибы или орехи. Пусть он представит размер, вес и форму того, что кладёт в корзинку. Такие упражнения помогают развивать абстрактное мышление и воображение.

4. Творчество по мотивам стихов

Когда ребёнок что-то лепит, рисует или складывает из конструктора, вдохновившись сюжетами и героями книг, у него активно работает воображение, это помогает визуализировать образы и закреплять новые знания. Такие занятия развивают мелкую моторику, цветовое восприятие и творческое мышление.

  • Ягодная гирлянда

После прочтения стихов о ягодах вырежьте вместе с малышом вишню, клубнику, смородину из цветной бумаги. Нарисуйте глазки, ротики как на иллюстрациях – так они ещё больше будут похожи на персонажей стихов. Подвесьте фигурки на нитку, чтобы украсить детскую комнату.

  • Овощной огород из пластилина

Лепка овощей по мотивам стихов помогает ребёнку лучше запомнить их форму, цвет и название. Во время занятия вспоминайте строки стихов с описанием плодов и обсуждайте, где растут, какого они цвета и вкуса.

Советы для родителей

Чтобы чтение и игры принесли максимальную пользу, используйте несколько простых приёмов:

  • Чаще повторяйте

Дети лучше запоминают текст, если слышат его многократно. Не бойтесь перечитывать одни и те же стихи, каждый раз дополняйте их новыми играми и идеями для обсуждения.

  • Задавайте вопросы

Спрашивайте, что ребёнку запомнилось, какие герои ему понравились, пусть он перескажет стихотворение своими словами.

  • Включайте творчество в повседневность

Даже во время прогулок можно вспоминать строки из стихов, обсуждая деревья, ягоды или животных, которые вы видите вокруг.

Стихи – это не только рифмованные строки, но и мощный инструмент для обучения, игры и творчества. Книги серии «Малышки-эрудишки» помогут детям в лёгкой и увлекательной форме расширить словарный запас, развить воображение и познать окружающий мир.