Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

19.10.2022

Прокачиваем навыки чтения

Чтение это не просто преобразование букв в звуки. Всё то, что мы видим перед собой в книге важно не столько расшифровать, сколько понять. Ведь читая, мы в первую очередь стараемся вникнуть в суть текста, а не повторить вслух или про себя только что увиденные слова.

По сути, между книгой и читателям происходит диалог. В нём, как и в обычной беседе, есть сторона, передающая сообщение, и сторона, его принимающая. При этом у одной и той же книги с разными читателями будет складываться совершенно разное «общение». Ведь степень понимания и скорость чтения – индивидуальные процессы.

Для читателя процесс «общения» с книгой состоит из следующих шагов:

  1. Визуальное восприятие – анализ увиденных символов, складывание букв в слова и слов в предложения.
  2. Хранение частей полученной информации в кратковременной памяти.
  3. Отправка информации в долговременную память, нахождение логических связей с уже известными фактами.
Photo by Iana Dmytrenko on Unsplash.

В зависимости от целей существуют разные виды чтения:

1. Интенсивное чтение

Читатель фокусируется на небольших фрагментах текста, вникая в каждое слово и обращая внимание на все детали. Таким способом лучше всего изучать тексты на иностранном языке.

2. Чтение на охват содержания

Акцент делается не столько на концентрации на отдельных частях и погружении в текст, сколько на общей скорости чтения и охвате большого количества текста. Больше подходит для чтения на досуге.

3. Поверхностное 

Этот вид чтения помогает получить общее представление о тексте. В процессе читатель в первую очередь схватывает главную мысль, не вникая в детали. Он может не произносить некоторые слова даже про себя и сосредотачиваться на теме и главной мысли текста. При этом особое внимание уделяется словам, выделенным графически (курсивом, например), датам, именам, а также последнему и первому параграфам.

4. Сканирующее

Люди, прибегающие к этому методу, часто сосредотачиваются на поиске одного конкретного фрагмента. Сопутствующая информация, не имеющая отношения к делу, отбрасывается. В процессе читатель сам решает, по каким ключевым словам и символам необходимо искать нужное, держа в памяти искомый предмет.

Определив цели чтения и выбрав один из методов, мы переходим к теме скорости чтения. Наша задача как можно быстрее и без потерь пройти следующие этапы:

  • Декодирование сообщения.
  • Вычленение нужной информации.
  • Получение ответов на конкретные вопросы.
  • Составление представления о смысле прочитанного.
  • Предположения и догадки касательно содержания, личная интерпретация.
  • Формирование собственного цельного представления о тексте.

Как же можно увеличить скорость чтения и прохождения всех этих этапов?

Навык чтения сегментами

Под сегментами здесь подразумеваются группы слов в предложении. Так, активно читающий человек должен воспринимать текст не по отдельным словам, а сразу фрагментом из 4-5 слов, стоящих рядом.

Логический анализ

Каждый раз натыкаясь на незнакомое слово, необязательно сразу заглядывать в словарь. Погрузившись в контекст, можно самому попытаться логически вывести значение неизвестного слова. Помочь в этом могут слова по соседству и сама структура предложения.

Предварительный просмотр

Перед тем, как непосредственно начать читать, лучше хорошенько изучить структуру текста: количество параграфов, их название, иллюстрации и выделенные слова. Это поможет значительно ускорить процесс понимания, так как читатель заранее будет иметь общее представление о теме, структуре и дополнительных вводных.

Предположения

Также скорость чтения увеличивается за счёт умения строить гипотезы о том, что будет описано далее. Предвосхитить содержание следующей главы можно по её названию или же логически – по окончанию предыдущей.

Чтение про себя

Про себя мы автоматически читаем быстрее, чем вслух. Не делая пауз, не задумываясь об ударениях и интонациях, и не тратя время на произнесение звуков, мы гораздо быстрее переходим к сути.

Таким образом, продвинутый читатель, отталкиваясь от цели, выбирает вид работы с текстом и дальше погружается в процесс чтения. Задача родителей с детства помочь ребёнку развить необходимые навыки, чтобы в будущем он стал продвинутым читателем и смог по-настоящему полюбить книги.

Больше полезной информации о том, как научить ребёнка читать и заинтересовать его литературой вы найдёте в материалах конференции «Рисуем, лепим, читаем. Обучение чтению в игре».