Дислексия, дисграфия и дискалькулия
Если учёба даётся вашему ребёнку не просто тяжело, а, даже можно сказать, с боем – вполне возможно, что дело совсем не в лени и прокрастинации. Проблемы с обучаемостью, связанные с нарушением способностей к овладению определёнными навыками, возникают сплошь и рядом.
Однако если у вашего ребёнка трудности с чтением или счётом, не торопитесь с выводами. Внимательно изучите вопрос: проследите, достаточно ли он спит, хорошо ли питается и в какой атмосфере живёт. И только когда все внешние факторы будут исключены, можно будет обратиться за помощью к специалистам.
Понятия «дислексия», «дисграфия» и «дискалькулия» вошли в обывательский словарь не так давно. Эти расстройства навыков чтения, письма и счёта соответственно вовсе не означают, что ребёнок обречён на провал в будущем. История демонстрирует нам множество примеров, когда люди с подобными отклонениями не только прожили достойную жизнь, но и добились головокружительных высот в разных сферах деятельности.
Мало кто знает, что от подобных недугов в своё время страдали Чарльз Дарвин, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Джордж Вашингтон, а также наши современники Стивен Спилберг, Шер, Киану Ривз и многие другие. Нарушения в восприятии букв, звуков и цифр не помешали им построить карьеру и завоевать любовь миллионов. Поэтому не спешите паниковать, если заметите у своего ребёнка признаки отклонений, о которых мы сейчас расскажем вам подробнее.
Проблемы с чтением и письмом
Дислексия и дисграфия – это нарушение способностей обучения. В первом случае – чтению, во втором – письму. Сталкиваются дети с ними достаточно часто. На ранних стадиях эти нарушения могут сопровождать следующие симптомы:
-
Трудности с ориентированием на странице: детям сложно читать слева направо.
-
Проблемы с правильным произношением слов.
-
Пропуск слогов, слов и целых фраз или неправильное их прочтение: дети путают местами слоги в словах и не могут запомнить, куда падает ударение.
-
Трудности с запоминанием порядка букв в слове и слов в предложении.
-
Проблемы в распознавании разницы между словами похожими по звучанию.
-
Неспособность найти в тексте определённое слово.
-
Трудночитаемые записи: ребёнок путает порядок следования слогов и слов не только устно, но и на письме.
-
Неосознанный повтор, смена, добавление и опущение букв или слов.
Проблемы со счётом
Дискалькулия характеризуется тем, что страдающие от неё дети испытывают постоянные трудности с восприятием цифр и математикой в целом. О данном нарушении могут говорить следующие симптомы:
-
Проблемы со счётом: ребёнку трудно выучить порядок следования цифр и ещё сложнее освоить обратный счёт (например, от 10 до 1).
-
Неосознанный повтор, смена, добавление и опущение цифр при счёте.
-
Медленные темпы запоминания и понимания правил выполнения математических приёмов.
-
Трудности в построении связей при восприятии самой цифры и её буквенного обозначения (9 = девять).
-
Проблемы с определением времени на часах.
-
Тревога и другие сильные негативные эмоции, вызванные работой с числами.
Что же делать, если у ребёнка диагностировали одно или несколько из этих нарушений?
В первую очередь помните, что все эти трудности – временные, и с ними вполне можно справиться при правильном подходе к задаче. Вы должны стать для ребёнка другом и тем самым островком спокойствия и понимания, на который он всегда может сбежать, чтобы почувствовать поддержку и безопасность. Его самооценка и чувство собственного достоинства напрямую зависят от вашей реакции. Чем больше терпения и принятие вы проявите, тем быстрее дети справятся со всеми трудностями.
Следующие советы помогут вам стать полноценной первой линией обороны в борьбе с этими распространёнными недугами:
1. Если вы заметили у своего ребёнка сразу несколько из вышеприведённых симптомов, не спешите ставить диагноз самостоятельно и обратитесь к специалисту.
2. В случае если ваши опасения подтвердились, внимательно изучите все рекомендации и неукоснительно им следуйте.
3. Не сравнивайте способности ребёнка со способностями его сверстников – относитесь к нему как к уникальной личности, требующей индивидуального подхода.
4. Поддерживайте его в процессе учёбы – помогайте делать домашнее задание, подбирайте комфортные для ребёнка методы освоения материала и проводите с ним как можно больше времени.
5. Не торопите его при выполнении школьных заданий – пусть ребёнок не нервничает и делает всё в удобном ему темпе.
6. Чтобы обучение проходило в позитивном ключе, фокусируйтесь на процессе, а не на результате – ребёнка можно хвалить даже за усилия.
7. На своём примере показывайте, что ошибаться в речи или письме нормально, и в этом нет ничего предосудительного.
8. Также помните, что проще всего информация запоминается в игровой форме. Покупайте ребёнку развивающие интерактивные книги по примеру сказки-фантасмагории «Карусельный король» бывшего педагога и известного писателя Марины Тараненко. Эта книжка-картинка с потрясающими иллюстрациями дипломата конкурса «Образ книги 2021» Натальи Шило отправит малыша в сказочный мир драконов и принцесс, где великолепная авторская игра слов научит его различать и правильно чередовать слоги в словах.