Как гены влияют на развитие ребёнка
«Это у него наследственное!» – как часто можно услышать такое утверждение по отношению к детям. Но насколько сильно «папины» или «мамины» гены на самом деле могут повлиять на внешность, характер или интеллектуальные способности ребёнка?
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/6dc/lbxoem3umsz0ti9efg69aj97rb0iimz0/3.jpg.webp?171043067132504)
Влияние наследственности на физические признаки потомков действительно имеет место быть. Факт того, что мы наследуем черты внешности не только наших родителей, но и более далёких предков, уже давно доказан. Однако сказать то же самое о передаче свойств характера нельзя. Эта область генетики до сих пор остаётся неизученной.
В разное время учёные проводили исследования по поводу передачи интеллектуальных способностей по наследству. В этой области они так и не пришли к единому мнению, но доказали, что гены влияют только совместно с воспитанием и воздействием среды, в которой растёт ребёнок.
Действительно, в большинстве случаев, у более развитых интеллектуально родителей дети сильнее предрасположены к таким же показателям. Но и это лишь предпосылки – талант, который может так и остаться предрасположенностью без соответствующей работы над его развитием.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/585/bspondc2r43c25iz6ffyo9jh3w32r7nr/1.jpg.webp?171043067235114)
В первые годы жизни – до пяти лет – гены, как правило, играют большую роль. Так, если ребёнок научился читать раньше своих сверстников или наоборот – слегка отстаёт в обучаемости от одногодок, то это вероятней всего наследственность. Но после начала обучения в школе дети подвластны влиянию уже гораздо большего количества факторов. Так, помимо воспитания со стороны родителей, на них влияет отношение преподавателей и общение с одноклассниками. К тому же, в XXI веке нельзя исключать воздействие на формирование интеллекта окружающего контента в интернете, СМИ и масс-медиа.
А что же можно сказать о поведении?
Тут тоже нет однозначного мнения. Иногда то или иное поведение ребёнка вызвано генетической предрасположенностью, например, к безволию или неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам. В других же ситуациях, в случае с асоциальным поведением, большее влияние оказывает неблагоприятная среда или нездоровые отношения в семье.
В целом, психологическое развитие ребёнка – очень сложный и до конца неизученный процесс. Поэтому порой сложно сказать, что в большей в мере повлияло на те или иные нарушения. Известно, что некоторые психические отклонения формируются ещё в утробе матери, но далеко не все. К тому же, в процессе взросления и развития восприимчивости к внешним факторам некоторые заболевания могут как прогрессировать, так и исчезать.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/aa1/g2jrabbaresygtah3alaedhjq3tr707h/2.jpg.webp?171043067284804)
Определённо можно сказать лишь то, что наследственность влияет на тип темперамента ребёнка. Так, в результате многочисленных исследований были выделены четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. И предрасположенность к одному из этих типов напрямую зависит от заложенных генов.
Также генетически обусловлен способ восприятия окружающего мира. Есть четыре основных типа: аудиал воспринимает информацию на слух, визуал – на вид, дигитал анализирует всё при помощи логического мышления, а кинестетик знакомится с окружающим миром через прикосновения. То, как ребёнок будет воспринимать окружающую среду, как правило, не зависит от каких-то сторонних факторов. Это именно то, что формируется ещё до рождения.
В общем, по большей части «мамины» или «папины» гены лишь создают предпосылки для развития тех или иных черт характера, привычек и психологических отклонений. Но самыми важными факторами всегда остаются воспитание и влияние окружающей среды.