Как гены влияют на развитие ребёнка
«Это у него наследственное!» – как часто можно услышать такое утверждение по отношению к детям. Но насколько сильно «папины» или «мамины» гены на самом деле могут повлиять на внешность, характер или интеллектуальные способности ребёнка?
Влияние наследственности на физические признаки потомков действительно имеет место быть. Факт того, что мы наследуем черты внешности не только наших родителей, но и более далёких предков, уже давно доказан. Однако сказать то же самое о передаче свойств характера нельзя. Эта область генетики до сих пор остаётся неизученной.
В разное время учёные проводили исследования по поводу передачи интеллектуальных способностей по наследству. В этой области они так и не пришли к единому мнению, но доказали, что гены влияют только совместно с воспитанием и воздействием среды, в которой растёт ребёнок.
Действительно, в большинстве случаев, у более развитых интеллектуально родителей дети сильнее предрасположены к таким же показателям. Но и это лишь предпосылки – талант, который может так и остаться предрасположенностью без соответствующей работы над его развитием.
В первые годы жизни – до пяти лет – гены, как правило, играют большую роль. Так, если ребёнок научился читать раньше своих сверстников или наоборот – слегка отстаёт в обучаемости от одногодок, то это вероятней всего наследственность. Но после начала обучения в школе дети подвластны влиянию уже гораздо большего количества факторов. Так, помимо воспитания со стороны родителей, на них влияет отношение преподавателей и общение с одноклассниками. К тому же, в XXI веке нельзя исключать воздействие на формирование интеллекта окружающего контента в интернете, СМИ и масс-медиа.
А что же можно сказать о поведении?
Тут тоже нет однозначного мнения. Иногда то или иное поведение ребёнка вызвано генетической предрасположенностью, например, к безволию или неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам. В других же ситуациях, в случае с асоциальным поведением, большее влияние оказывает неблагоприятная среда или нездоровые отношения в семье.
В целом, психологическое развитие ребёнка – очень сложный и до конца неизученный процесс. Поэтому порой сложно сказать, что в большей в мере повлияло на те или иные нарушения. Известно, что некоторые психические отклонения формируются ещё в утробе матери, но далеко не все. К тому же, в процессе взросления и развития восприимчивости к внешним факторам некоторые заболевания могут как прогрессировать, так и исчезать.
Определённо можно сказать лишь то, что наследственность влияет на тип темперамента ребёнка. Так, в результате многочисленных исследований были выделены четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. И предрасположенность к одному из этих типов напрямую зависит от заложенных генов.
Также генетически обусловлен способ восприятия окружающего мира. Есть четыре основных типа: аудиал воспринимает информацию на слух, визуал – на вид, дигитал анализирует всё при помощи логического мышления, а кинестетик знакомится с окружающим миром через прикосновения. То, как ребёнок будет воспринимать окружающую среду, как правило, не зависит от каких-то сторонних факторов. Это именно то, что формируется ещё до рождения.
В общем, по большей части «мамины» или «папины» гены лишь создают предпосылки для развития тех или иных черт характера, привычек и психологических отклонений. Но самыми важными факторами всегда остаются воспитание и влияние окружающей среды.