Словарь юного художника: СФУМАТО
Сфумато (от итал. sfumato – растушёванный, исчезающий, мягкий) – живописный приём, помогающий смягчить и сгладить очертания элементов композиции: фигур и контуров.
Техника сфумато призвана передать «воздушность» положения предмета в пространстве. Размытость придаёт особенный характер изображаемому – зрителю приходится подключать фантазию, тем самым раздвигаются рамки полотна и картина «оживает» под действием человеческого воображения.
Особенно часто этот принцип использовал на своих полотнах Леонардо да Винчи. Отсутствие чётких граней, очерченных линий и резких цветовых переходов создаёт некую воздушную перспективу. Между зрителем и картиной будто бы создаётся особое пространство. Цвета настолько плавно и мягко перетекают один в другой, что детали изображения меняются в зависимости от ракурса.
Именно эффект сфумато подарил нам загадку улыбки Джоконды. Филигранно нанесённые на лицо тени и полное отсутствие чётких линий позволяют увидеть лишь размытые очертания лица женщины. Под определённым освещением кажется, что его выражение меняется. Леонардо стремился сделать свои полотна максимально живыми и естественными, этому он обучил и своих учеников.
В данной технике также работали Рафаэль, Корреджо, Джорджоне и некоторые другие художники эпохи Возрождения. Но приём этот слишком трудоёмок и требует максимальной концентрации и старания. Великий изобретатель и новатор Леонардо да Винчи, чтобы добиться феноменального эффекта улыбки Моны Лизы, использовал крошечную кисть, делая ею микроскопические мазки. Сейчас даже при самом близком рассмотрении сам мазок разглядеть невозможно.
Ещё больше интересных фактов о живописи и отличных мастер-классов вы найдёте в «Летнем» альбоме Юлии Савенковой. Пошаговые мастер-классы с подробными инструкциями и множество креативных идей помогут детям развить эстетический вкус и творческую жилку.