«Мне нравится удивляться, мне нравится, что я ничего об этом мире не знаю и не понимаю, и я стараюсь его открывать вместе с героями моих книг» – интервью с Наталией Волковой
Наталия Волкова – детский писатель и поэт, Лауреат Национальной премии в области детской и подростковой литературы 2024 года (Номинация «Лучшее поэтическое произведение для детей»), Лауреат III Международного конкурса им. С. В. Михалкова (2012), Победитель XI конкурса Международной литературной премии им. П. П. Ершова в номинации «Связь времён», финалист премии им. Владислава Крапивина, она с одинаковой лёгкостью и глубиной говорит и с подростками, и с самыми маленькими читателями.
Не так давно в издательстве «Архипелаг» вышла книга-картонка «Деревья» с лирико-познавательными стихами Наталии для малышей, в которых точность описания соединилась с поэтическим взглядом на природу. В этих строках чувствуется любовь к живому, внимание к деталям и нежность по отношению к детству – своему внутреннему и читательскому.
В интервью издательству Наталия рассказала, почему важно разговаривать с детьми на их языке, как поэзия помогает приблизить ребёнка к природе и зачем каждому из нас стоит остановиться и внимательно всмотреться в дерево.
Наталия, вы автор с широким творческим диапазоном: от познавательных стихов для самых маленьких до подростковой прозы и нон-фикшена. Как вам удаётся так свободно переключаться между разными возрастами, находя точные слова и для малышей, и для детей постарше?
Думаю, дело в том, что, когда я пишу для малышей, то мысленно разговариваю с малышами, когда для подростков – с подростками. Я достаточно хорошо помню себя и в детстве, и в подростковом возрасте, своё ощущение жизни в то время. И ещё мне очень помогает общение с детьми. Если я вдруг теряю связь с каким-то возрастом, иду к детям.
Вы как-то сказали, что ваше творчество во многом питает «нерастраченное детство». Расскажите чуть подробнее, что вы под этим подразумеваете? В чём именно это проявляется – в свободном выражении эмоций, в умении удивляться обыденному или способности сохранить внутри себя то самое состояние открытости миру, которое так свойственно детям?
Мне кажется, что да: как только ты перестаёшь видеть новизну этого мира, удивляться людям, сценкам, увиденным в метро, на рынке, на детской площадке, услышанным словам, интересным местам, то всё – ты вышел из детства, тебе всё уже понятно и неинтересно. Мне нравится удивляться, мне нравится, что я ничего об этом мире не знаю и не понимаю, и я стараюсь открывать его вместе с героями моих книг.
Вы пишете стихи и для малышей, и для ребят постарше. Но младшая аудитория, пожалуй, одна из самых требовательных: они только начинают свой путь в мире книг и поэзии, их внимание порой сложно удержать. Как вам удаётся быть с детьми на одной волне? Что помогает писать так, чтобы малыш действительно слушал, затаив дыхание? Что помогает подобрать нужные образы и интонации?
Поиск образа – всегда самое трудное. И трудно объяснить, как это происходит. Обычно ты просто ходишь по городу, смотришь вокруг, подбираешь сравнения. И ещё много читаешь того, что написано на этот возраст.
С чего началась работа над сборником «Деревья» – с идеи, с вдохновения, с конкретных образов? Были ли у вас до начала работы над книгой уже какие-то заготовки или вы начали с чистого листа?
Заготовок не было, работа началась с нуля и, как всегда это бывает с познавательными книгами, с изучения материала. Я прочитала всё, что нашла про деревья: сколько лет каждое из них растёт, как называются у них листья, серёжки, плоды, какие животные живут рядом, какие условия для жизни им нужны. Только после этого я начала писать стихи.
В одном из интервью вы как раз говорили, что работа над познавательной литературой для вас похожа на написание диссертации – нужно собрать материал, прежде чем начать писать, а стихи чаще рождаются из эмоций. В «Малышках-эрудишках» познавательный и поэтический подход соединяются. Сложно ли было вам в некотором роде комбинировать оба эти подхода в работе над «Деревьями»?
После того, как ты изучил материал, начинается как раз работа с образами. Я много гуляла в парке, в своем любимом Ботаническом саду, наблюдала за деревьями. Какие-то сценки я увидела именно там: например, большой подберёзовик с маленькими «детками» в лесу я встретила на самом деле.
Вы также упоминали, что в основе этой книги лежат ваши детские воспоминания. Расскажите, как ваши личные истории помогли вам в работе над сборником? Какие из них стали для вас особенно значимыми и нашли отражение в книге?
Я в детстве действительно жила рядом с большим парком – Останкинским, который граничит с Ботаническим садом, и много времени проводила среди деревьев, поэтому у меня к ним особое отношение. Я с ними разговаривала, приходила гладить любимые деревья. Под ивой на берегу пруда мы играли с подругой, я и сейчас иногда навещаю эту иву, здороваюсь. Был у меня и любимый дуб, но, к сожалению, от него остался только пенёк. Еще я очень люблю каштаны, и любоваться ими, и собирать. На даче у себя тоже посадила каштан.
А как сегодня, будучи взрослым человеком, вы выстраиваете свои отношения с миром природы? Изменилось ли в них что-то с тех пор?
Сейчас на природе удаётся бывать реже, чем в детстве, но, когда удаётся, всегда испытываю умиротворение и прилив сил. Дачный участок у меня находится в лесу, по веткам дубов прыгают белки, а скворцы вьют гнёзда прямо под моим окном, иногда на участок приходят зайцы и лисы. Конечно, это всё вдохновляет на новые истории.
Как, на ваш взгляд, подобные книги могут помочь сформировать у нынешних и будущих поколений не просто широкий кругозор, но и бережное отношение к окружающему миру? И как вы в целом относитесь к теме экологического воспитания?
Очень хотелось бы, чтобы сегодняшние дети видели не только «бетонные джунгли» городов, но и чаще бывали на природе. И бережному отношению, мне кажется, учить их очень важно, ведь им жить дальше в нашем мире. И стоит думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. К счастью, среди молодых людей есть сейчас очень сознательные. У меня есть ученик, который сдает пластик на переработку и не разрешает нам выбрасывать упаковку или использованные пластиковые стаканчики, а собирает их и отвозит в специальный центр переработки.
Какие чувства и настроения вы хотели передать малышам своей книгой?
Очень хотелось бы, чтобы прочитав эти стихи, ребёнок потянул бы родителей в ближайший парк или лес и попробовал бы вместе с ними найти описанные в книге деревья, собрал бы гербарий из сухих листьев и просто подышал полной грудью.
У вас есть любимое стихотворение в этом сборнике? Что делает его для вас особенным?
Наверное, любимые строки – о дубе, потому что там есть надежда на то, что, даже когда старое дерево умирает, из жёлудя прорастёт новое. А надежда нам всем очень нужна.