Ворчливые ежи, забытая на грядке лейка и редиска с мордашкой: как рождаются иллюстрации, в которых природа становится близкой и понятной малышам
Дарья Беклемешева – художница, чьи иллюстрации узнаются с первого взгляда: живые, тёплые, полные света и внимания к деталям. В издательстве «Архипелаг» вышло более десяти книг с её иллюстрациями, в том числе в сериях «Малышки-эрудишки» и «Великолепная десятка».
В «Малышках-эрудишках» соединились любовь Дарьи к природе, многолетний опыт в натуралистической иллюстрации и искреннее желание общаться с самыми маленькими читателями на понятном им визуальном языке. В интервью издательству иллюстратор рассказала, как рождаются образы для книг, откуда приходит вдохновение и в чём тонкость работы с малышовой аудиторией.

В нашем издательстве вы иллюстрируете две серии, тесно связанные с природными мотивами: «Великолепная десятка» и «Малышки-эрудишки». С точки зрения иллюстраторской работы, в чём они схожи, а в чём чувствовалось и выражалось отличие одной серии от другой?
Серия «Великолепная десятка» – книги для детей постарше, которые носят более энциклопедический характер. Здесь нужна была максимальная точность в изображении конкретных видов животных, их окрасов, мест обитания и так далее. Кроме того, эту серию курировали научные консультанты из института РАН, и подход к иллюстрациям был очень серьёзным.
Серия «Малышки-эрудишки» не подразумевает научного подхода, в ней мы не делаем акцента на какой-то конкретный вид растений и животных или сорт овощей или фруктов. Но и здесь, разумеется, требуется узнаваемость «главных героев», просто в более общем плане. Кроме того, изображая знакомые всем фрукты, овощи, ягоды и орехи, я старалась придать им более ярко выраженную эмоциональную окраску. Сделать их образы милыми, добрыми и привлекательными, чтобы помочь малышам скорее «подружиться» с героями.
В целом, обе серии посвящены природе и поэтому рисовались мной с любовью, трепетом и большим вниманием к деталям.

Какие особенности работы с книгами для дошкольников в целом вы для себя выделяете? Что важно учитывать, чтобы иллюстрации были понятны и близки самым маленьким читателям?
Книги для дошкольников должны сочетать простоту и лаконичность форм, а также яркие краски и гармоничные природные оттенки. Важно, чтобы ребёнок запоминал то, что видит в книжке, и ассоциировал это с тем, что ему встретилось в жизни. Поскольку малыши ещё не умеют читать сами, им сложно воспринимать текст, поэтому иллюстрации должны быть вовлекающими. Они становятся для ребёнка главным способом «читать» книгу. Поэтому на картинках обязательно должны присутствовать интересные детали, на которые малыш может обратить внимание и потом обсудить их с мамой: виноградная улитка, ползущая по листку земляники, паук, засевший в увешанной росой паутине, сойка с ягодой рябины в клюве, ёжик, выглядывающий из-под гриба, или зарянка, присевшая на лейку, забытую на луковой грядке, – маленькие чудеса окружающего мира.
Вы предложили добавить героям «эрудишек» (овощам, фруктам, ягодам, орехам) забавные мордашки. В книгах этой серии такой приём оказался очень уместен, хотя многие к нему порой относятся неоднозначно. Как вам пришла эта идея? Было ли вам сложно найти баланс между реалистичностью и условностью?
Идея книжки о фруктах и овощах родилась у меня давно. Я рисовала такой забавный огород для своей тогда ещё маленькой дочки. Как-то сами собой получились смешные редиски с забавными мордашками, пузатая тыква и скромницы-смородинки. Позже я предложила эту идею «Архипелагу», и вот родилась целая серия книжечек-картонок с прекрасными познавательными стихами для самых маленьких читателей. Причём не только о ягодах, фруктах, орехах и овощах, но и о бабочках, домашних животных, грибах, деревьях, птицах и т.д. Было решено сохранить использовать приём с мордашками там, где это уместно, поскольку он позволяет создать эффект зрительного контакта. Это особенно важно в книгах для малышей: так ребёнку легче почувствовать симпатию и интерес к «главным героям».

Что больше всего вдохновляло вас при работе над «эрудишками»? Часто ли вам удаётся выбраться на природу, за город, чтобы полюбоваться героями ваших иллюстраций в их «естественной среде обитания»?
Природа сама по себе неиссякаемый источник вдохновения для меня. А с некоторыми героями нашей серии я вижусь регулярно в своём собственном саду, так как живу за городом и имею счастливую возможность любоваться природой каждый день.
С весны по осень мой сад «курируют» ворчливые ежи, летом над домом носятся стрижи и ласточки, в тёплые дни выползают погреться на солнышке ящерицы, а в дождливые – сад наполняется улитками и дождевыми червями. Зимой мы устраиваем с детьми кормушки для зябликов, синиц и воробьёв. А у ближайшего к дому озера можно встретить чаек, уток, цапель, лягушек и даже – о ужас! – змей. С детства я ужасно боялась змей. Но когда работала над книгой «Змеи», пришлось много читать, смотреть документальные фильмы, изучать фотографии – и со временем страх начал отступать. Я даже нашла среди них своих «любимчиков» – например, крошечную барбадосскую узкоротую змею. В общем, природа всегда со мной.
Вы много работаете с природными мотивами. Какие детали вам особенно важно передать в иллюстрациях?
Каждое растение, как и каждый человек, неповторимы. У каждого своя удивительная история. Я очень люблю передавать прекрасные несовершенства растений, их уникальные особенности, характер и детали. Изъеденная улиткой шляпка гриба, помятый лепесток фиалки, неспелый бочок ежевики – во всё это я жадно вглядываюсь и особенно тщательно вникаю, потому что именно эти нюансы делают растение на рисунке живым, понятным и знакомым для нас.

В работе над иллюстрациями множество этапов – от первых набросков до финальной доработки. Какой из них для вас самый сложный? Какой нравится больше всего?
Если говорить о серии «Малышки-эрудишки», то тут все этапы были любимы и не вызывали сложностей, так как в книгах в основном изображалась природа и композиционные или цветовые решения были продиктованы наблюдением, многочисленными референсами и фото- и видеоматериалом.
В книгах, где требуется работа с персонажами, их взаимодействием, поиском цветовой гаммы, композиции и так далее, самым сложным, но и самым увлекательным этапом является для меня раскадровка.
И, конечно, всегда и во всех книгах важным, ответственным и трудным этапом я считаю сдачу итоговых файлов. Тут необходимо всё проверить и перепроверить ещё раз, ведь такие детали, как цветовой формат, разрешение файла, учёт обрезной линии и многие другие технические нюансы, очень важны для дальнейшей работы с макетом будущей книги.
Сейчас в серии «Малышки-эрудишки» уже вышло шесть книг и ещё три готовятся к публикации, и все они с вашими иллюстрациями. Работа над какой книгой из серии вам запомнилась больше всего и почему?
Вообще, ощущение от всех этих книг какое-то невероятно лёгкое. Словно это и не работа была, а скорее рисование для души. Но, наверное, самой запоминающейся книгой стали «Бабочки», так как рисовала я их поздней осенью, между ещё несколькими проектами, учёбой и какой-то чудовищной простудой. И, несмотря на это, книжка получилась прекрасно-яркой, наполненной травами, цветами и солнцем, и такой спокойной и лёгкой – словно тихий летний день.