Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

08.08.2024

Современная космонавтика и её история для детей. Как узнать свой космический адрес?

В издательстве «‎Архипелаг»‎ вышло пятое, уточнённое, издание книги Зины Суровой и Дмитрия Костюкова «‎Космос». Это книга-комикс с Константином Циолковским, Сергеем Королёвым, Юрием Гагариным и другими героями отечественной космонавтики в главных ролях. Интервью с Зиной Суровой о том, как вызвать интерес к теме космоса и почему детям важно мечтать о космических полётах, вышло на портале 7я.ру.

Современная космонавтика и её история для детей. Как узнать свой космический адрес?

Почему вы решили написать о космосе и как строилась работа над книгой с вашим соавтором Дмитрием Костюковым?

Мой соавтор, фотожурналист Дмитрий Костюков, много раз был фотокорреспондентом на Байконуре, снимал старты и посадки. Мы давно хотели поработать вместе и выбрали тему космоса, потому что нам обоим было интересно в неё погрузиться. Собранный Димой материал просто просился в книгу.

А ещё для меня лично тема космонавтики связана с детскими воспоминаниями. В моём детском саду и на каждой площадке около дома были игрушечные ракеты. Я обожала залезать в них вместе с друзьями и представлять, как мы летим в космос. Мы придумывали космические приключения: спасались от метеоров, совершали старты и посадки, опасные выходы в открытый космос, прилунения, полёты на Марс...

Потом я выросла, ракеты на площадках обветшали, дети перестали мечтать о космических полётах. И мне стало важно вернуть им эту мечту. Поэтому я решила сделать познавательную книгу о нашей космонавтике. 

А ещё для меня лично тема космонавтики связана с детскими воспоминаниями.

Тексты для книги мы писали вместе. Коллажные иллюстрации создавала я, используя фотографии Димы и свои рисунки. Дизайн книги разработан моим мужем — дизайнером Филиппом Суровым. Он же наш первый строгий редактор и читатель.

Дима общался с космонавтами, мы составляли вместе списки вопросов, которые нужно им задать. Потом эти материалы шли в книгу.

Ну а фотографии из космоса нам предоставил космонавт, герой России, Олег Котов.

Вышло уже пятое издание книги «‎Космос», с пометкой «уточнённое». Что именно потребовалось уточнять?

«Уточнённое» не значит, что в предыдущих изданиях были какие-то ошибки. Просто с течением времени в сфере освоения космоса происходят новые события. Например: изменилось расчётное время подлёта к МКС, а недавно космонавт Олег Кононенко установил новый рекорд по суммарному пребыванию на космической станции. В общей сложности получилось больше двухсот мелких правок.

Сколько лет прошло с момента издания первого тиража и изменилось ли восприятие книг детьми за это время? 

Первый тираж книги вышел  в 2012 году. С тех пор детское восприятие информации несколько изменилось, поэтому текст пришлось дорабатывать. А иллюстрации сразу  делались с прицелом на будущее. Я много работаю с детьми. И у меня есть детская фокус-группа. Опыт показывает, что познавательная информации лучше усваивается, если она даётся в насыщенной картинками и комиксами книге, при условии хорошего шрифтового оформления, разумеется.

Сколько лет прошло с момента издания первого тиража и изменилось ли восприятие книг детьми за это время?

Ваша книга адресована исключительно детям?

Хотя и написано, что она для детей 6-12 лет, наша книга – абсолютно для всех. Взрослым она тоже будет интересна. Иногда к детским книгам есть такое, немного предвзятое, отношение – будто это нечто упрощённое или даже примитивное. Однако к «Космосу» это точно не относится: нашу книгу будет интересно читать и рассматривать самой маме, да и папе, и бабушке с дедушкой. Эту книгу любят читать с детьми папы. А мамам полезно немного погрузиться в мир техники, чтобы быть на одной волне с сыновьями. Меня особенно зауважал мой сын после выхода этой книги.

Сейчас уже не так много детей, как раньше, мечтают стать космонавтами. Как вы думаете, почему?

Так как внимание детей в основном сосредоточено на том, о чём говорят взрослые, очевидно, что сами взрослые стали меньше интересоваться этой темой. Хотя сейчас есть много выставок и программ от Роскосмоса, в Звёздном, в том числе и для детей.

Можно приехать, понять, что там вообще происходит.

Чем больше мы открываем космонавтику для детей, тем больше они хотят стать космонавтами. Они начинают ощущать себя гражданами Вселенной и не боятся думать о том, что смогут и сами полететь в космос.

Что вообще могут дать ребёнку мечты о космосе?

Для ребёнка очень важно мечтать о большом Космосе – он ведь не так уж и недоступен. Да, пока человек не может улететь далеко от Земли по ряду причин. Но когда люди смотрят на звёздное небо, они могут представлять себе, насколько необъятна наша галактика. Для детей этот масштаб очень важен. Люди, которые увлечены космосом и представляют масштабы Вселенной хотя бы примерно, понимают, как уязвима наша планета. 

Где на практике знания о космосе могут пригодиться человеку?

Работать с космосом можно даже не летая туда. К примеру, разрабатывать спутниковые технологии и сами спутники, участвовать в их запуске. Это сферы метеорологии, связи и так далее. Наблюдения из космоса используют для сельскохозяйственных, военных, экологических и многих других задач.

Где на практике знания о космосе могут пригодиться человеку?

И конечно, эти знания нужны для правильного понимания того, как устроен наш мир. Много раз видела иллюстрации, на которых Гагарин смотрит в иллюминатор и видит нашу Землю целиком, как шарик. На самом деле ни Гагарин, ни современные космонавты не улетали так далеко, чтобы видеть Землю в виде целого шара. Художник, взрослый человек, который такое нарисовал, просто не получил базовых знаний о нашей Солнечной системе.

Многие популярные фантастические фильмы на тему космонавтики также искажают представление о космосе. Когда видишь огромный космический корабль в кадре «Звёздных войн», сразу начинаешь думать, как и где его собирали? Корабль такого размера не сможет стартовать с Земли или другой планеты из-за силы притяжения.

Чтобы запустить корабль в межпланетный космос нужно набрать первую, а потом вторую космическую скорость. Ракета-носитель для такого корабля будет просто гигантской. Для сравнения: наш космический корабль «Союз МС» (7 220 кг) запускается в космос с помощью ракеты высотой 50 метров.

Всё это можно и нужно обсуждать с детьми. Пусть они пофантазируют, при этом понимая реальные законы физики. Часто дети сами предлагают решение. Например, можно представить, что корабль собирали на орбите по частям, как современные космические станции: МКС и «Тяньгун».

 Пусть они пофантазируют, при этом понимая реальные законы физики.

Или часто используют выражение: «в космосе летают на ракете». Это неверно. Ракета-носитель «живёт» всего около 9 минут, чтобы доставить на орбиту Земли космический корабль. Он и летает в космосе.

Эти реальные представления и даёт наша книжка. В ней есть развороты, где мы объясняем, что такое первая и вторая космические скорости, показываем, как отделяются ступени ракеты. Мы даём понятные для детей сравнения. Например: вторая космическая скорость в 40 раз превышает скорость пассажирского самолёта и в 130 раз скорость болида «Формулы-1».

Задача нашей книги как раз в том, чтобы помочь разобраться в этих вопросах, дать достоверную информацию и сделать книгу, которую космонавту будет не стыдно показать своему ребёнку. Но при этом не узкопрофессиональную, а понятную всем.

Как рассказывать детям о космосе, чтобы не напугать? Ведь в его освоении были и трагичные истории: бывало, что всё шло совсем не по плану. Включали ли вы такие моменты в свою книгу?

Да, мы писали в книге о проблемах, которые могут возникнуть на разных этапах полёта в космос. В ней часто можно встретить популярные «космические» выражения: «нештатная» и «штатная» ситуации. Космос — это много неизвестного, а значит были, есть и будут нештатные ситуации.

Когда мы выбирали информацию, то решили, что не стоит зацикливаться на каких-то неудачах. Мне кажется, нам удалось найти правильный баланс.

Все дети разные, тут стоит отталкиваться от особенностей восприятия конкретного ребёнка и возраста.

Можно, например, рассказать о Белке и Стрелке, которые успешно вернулись на Землю. При этом, мы знаем, что при экспериментах и в советской, и в американской космонавтике погибло немало животных. Но из каждого такого случая делался вывод, создавались новые системы аварийного спасения.

Можно рассказать о «‎космонавте номер ноль» – манекене Иване Ивановиче, сделанном из специального состава. Он «тестил» корабль Гагарина, чтобы с первым космонавтом всё прошло штатно.

Как вы собирали информацию для книги? Были ли сложности в процессе работы?

В книге мы даём информацию с достоверными фактами, а дальше начинают разворачиваться сценки из космической жизни. К моменту создания «‎Космоса» в России было мало отечественных нон-фикшн книг, посвящённых этой теме. В основном на полках встречались переводы западной литературы либо устаревшие энциклопедии. Наша задача была сделать достойную отечественную книгу.

Мы решили искать информацию в самых разных источниках: биографии, литература, личное общение с космонавтами. К примеру, мой соавтор Дмитрий Костюков разговаривал с ныне покойным космонавтом Георгием Гречко.

Дальше перед нами стал вопрос оформления. Сложностей было немало. Например, как показать, что Леонову было сложно вернуться из открытого космоса на корабль и его выход продлился не 12 минут, как планировалось, а в 2 раза дольше? И тут мы поняли, что нужно использовать форму комикса. Он отлично передаёт энергетику полёта, нештатных ситуаций, космические традиции.

Мы решили искать информацию в самых разных источниках: биографии, литература, личное общение с космонавтами.

Если посмотреть видео запусков ракет на сайте Роскосмоса, можно увидеть,  как при посадке в ракету космонавту дают шлепок на счастье. Точно так же, как это делал когда-то Королёв. Но даже на видео не совсем понятно, что происходит. А комикс как раз всё наглядно объясняет. 

В чём заключается изюминка книги?

В чём заключается изюминка книги?

Нам хотелось сделать что-то особенное; книгу, в которой соединяются репортажные фото и рисунки. Так мы добиваемся наглядности подачи материала. Например, чтобы показать, как тренируются космонавты, нам бы понадобилось 10 разворотов с фотографиями. А в книге один разворот даёт ребёнку развернутое представление о том, чему должен научиться космонавт перед полётом.

Или вот разворот об устройстве скафандра «Сокол»: на этой странице более 70 элементов. Если просто взять фотографию скафандра, читатель не сможет рассмотреть детали. А коллаж в этом помогает. 

А как к формату комикса отнеслись сами космонавты?

У нас есть и маленькие герои: работники цеха сборки ракет, они комментируют процесс создания ракеты-носителя. А ещё есть верблюды, которые живут в степи, видят запуски ракет и также их комментируют. Такая игровая форма помогает усвоить информацию.

А как к формату комикса отнеслись сами космонавты?

В книге не все развороты комиксные. Комикс помогает только там, где иллюстрация не справится. А именно в рассказах о полётах: Гагарина, Леонова, современных космонавтов. Все космонавты, которые видели, отнеслись положительно. Думаю потому, что именно формат комикса лучше всего передаёт атмосферу – то, что близко и знакомо каждому из них. Одно дело официальная история, как в энциклопедиях, а другое – реальная жизнь космонавтов, с их традициями, нештатными ситуациями, байками.

Есть мнение, что космонавт – это какой-то сверхчеловек. Отчасти это действительно так, ведь он должен быть умным как учёный и выносливым как спортсмен. Тем не менее космонавты  — это живые люди, со своими эмоциями, чувствами и переживаниями, ощутить которые благодаря нашей книге могут и читатели.

Хотели бы вы сами полететь в космос?

Я конечно же решилась бы на полёт в космос. Да, это непросто, но любопытно! А любопытство важно сохранять взрослому и передать это детям.

Интервью с Зиной Суровой на портале 7я.ру.