«Мне кажется, нет ничего лучше, чем интересная детская книжка с хорошими картинками»
Знакомимся с художественным редактором и дизайнером издательства «Архипелаг» Марией Воронцовой.
Скажите, что помогло вам определиться с выбором профессии?
Мне, как и почти всем в детстве, нравилось рисовать, лепить, что-то придумывать. Я часто бывала в мастерских и на выставках. Мои бабушка с дедушкой – художники-монументалисты. У них всегда было много свободного времени и разных материалов – всевозможные краски в банках и тюбиках, кисти, огромные куски серого скульптурного пластилина, остатки смальты, дерева, тканей от занавеса. Папа работал в театре, а мама – в издательстве. Но тогда издательство мне казалось чем-то чёрно-белым и неинтересным.
Получается, что у вас вся семья творческая. Это они вас вдохновили?
Получается, что так. В детстве вокруг меня было много талантливых людей. Дедушка любил со мной рисовать, мне очень нравилось, когда он моментально превращал мои кляксы или то, что «не получилось», в эффектные штуки. Бабушка рассказывала про своих любимых художников – Пикассо, Матисса, Миро. Меня часто брали с собой на работу. Бабушка с дедушкой – на объекты к заказчикам. Папа – в театр, где можно было зайти в костюмерную, посидеть за пультом осветителя. Мама – в издательство, где меня угощали сладостями, и можно было сколько хочешь печатать на машинке.
Когда вы поняли, что тоже хотите заниматься творчеством?
Я захотела стать графическим дизайнером, мало что в этом понимая, честно говоря. Мама и отчим закончили Полиграф. Отчим был очень хорошим книжным дизайнером. Многое можно было спросить у них, обсудить. Но конкретного момента, когда захотелось что-то делать, не было. Для меня рисовать и придумывать – было привычным занятием. Когда пришло время выбирать, куда поступать, я составила длинный список профессий от генетика до археолога, но в итоге стала готовиться в Полиграф.
Расскажите, как проходило обучение?
В Полиграфе своя школа и концепция рисования, свой метод и подход. Все дисциплины так или иначе связаны с книгой и, на мой взгляд, незаменимы, так как дают объёмное видение. Помимо самого рисования и проектирования издания у нас были фотография, шрифт, эстамп. Я очень благодарна преподавателям. Композицию издания у нас, например, первое время преподавал Пётр Банков. Это были очень веселые и неформальные занятия. Он приносил книжки и журналы с современными работами – всё это очень вдохновляло. А кафедру рисунка и живописи вёл добрейший и очень терпеливый Юрий Иванович Чувашев.
Какая дисциплина и преподаватель произвели на вас самое большое впечатление в процессе обучения?
Я училась до больших преобразований нашего института, и отдельной дисциплины «Иллюстрация» у нас не было. Поэтому главной для меня встречей стало знакомство с занятиями Елены Александровны Трофимовой. Они вместе с мужем Сергеем Александровичем Коваленковым вели занятия по книжной иллюстрации, которые по факту были намного больше, охватывали самые разные темы. Сергей Александрович был потрясающе артистичным рассказчиком, мог так же и в картинку привнести юмор. Елена Александровна – человек безупречного вкуса и широчайших знаний о книге, талантливейший педагог. Она всегда умела видеть потенциал, «вытянуть» композицию, отсечь лишнее, подсказать, куда двигаться дальше. И ещё мне очень повезло позаниматься шрифтом у Владимира Венедиктовича Ефимова из «Паратайпа», человека невероятного мастерства и эрудиции, абсолютно легендарного.
Расскажите о своём первом проекте. Что это было?
Первые картинки я стала делать, когда у меня появилось время в декрете, для журнала «Кукумбер». В нём публиковались короткие рассказы, стихи, их я и иллюстрировала. А первый мой проект – книга «Зимняя дверь» Станислава Востокова, изданная в «Самокате». Я очень благодарна арт-директору Татьяне Кормер за то, что она мне тогда её доверила.
Работами каких художников и иллюстраторов вы вдохновляетесь?
Я думаю, что художник вообще настроен «на приём», и вдохновляет его в итоге всё, что вокруг: и кино, и музыка, и природа, и, конечно, люди. Из классики – Билибин, Бакст, Бердслей, Рэкхем, японская графика, эстамп во всём своём многообразии. Лебедев, Лисицкий, Фаворский, Дехтерев, Конашевич, Васнецов, Маврина, Макавеева, Чарушин, Калиновский, Пивоваров, Диодоров, Устинов, Попов, Токмаков – всех, кого люблю, не перечислить. Из современных художников – Элизабет Цвергер, Беатрис Алемана, Марианна Дюбук, и ещё очень много польских, корейских, американских и русских художников.
Какие техники вам близки, и в каких предпочитаете работать?
Я люблю живые материалы, смешанную технику – акварель, тушь, карандаши. Согласна, что планшет открывает большие возможности, но нужно много времени, чтобы им в совершенстве овладеть, перестать спотыкаться и начать получать удовольствие. В целом я считаю, что живого, тактильного становится всё меньше в нашей повседневной жизни, поэтому люблю настоящие бумагу и карандаши.
Почему именно детская литература?
Мне кажется, нет ничего лучше, чем интересная детская книжка с хорошими картинками. С детства моё мнение не изменилось
Вы же тоже художник-иллюстратор. Сложно ли оценивать работы других художников, участвующих в проектах издательства?
Все художники, с которыми мы работаем, очень талантливые люди. Для меня большая честь и удовольствие взаимодействовать с ними, помогать в осуществлении проекта.
Есть ли у вас свой авторский проект, который вы бы хотели реализовать в будущем?
Я пока могу только сказать, что погружение в работы хороших художников, общение с ними и весь процесс работы заставляет мысли и желания шевелиться в этом направлении. Надеюсь, вскоре будет и авторский проект.
Бывает ли у вас профессиональное выгорание? Как вы с ним справляетесь?
Нет, к счастью, пока об этом рано говорить. Но возвращаясь с работы, я не завидую, например, кассиру в магазине. Я думаю, не все способны каждый день делать одни и те же вещи. В этом смысле в издательстве не соскучишься – всё время разные задачи и разный материал.
Какие советы вы дадите начинающим иллюстраторам и дизайнерам, которые находятся в поиске себя?
Я не могу советовать кому-то, но мысленно даю советы себе самой – наблюдать, рисовать, читать, смотреть, размышлять. Завести скетчбук, собирать любимые иллюстрации, фотографии. И, конечно, находиться в движении – искать обстоятельства, дающие энергию.