Подпишитесь на рассылку и получите подарок! Видеозаписи докладов конференции «Непрерывное обучение детей и подростков»: цифровые навыки, тайм-менеджмент и изучение иностранных языков.

03.02.2023

Сочиняем стихотворение вместе с ребёнком: теория

Михаил Лукашевич, детский писатель, поэт и переводчик, главный редактор издательства «Архипелаг»,  рассказал, как сочинить стихотворение вместе с ребёнком, поделился советами и пошаговой схемой.

Какие стихи мы будем создавать

Конечно, я не призываю вас сразу же попробовать писать вдохновенную лирику в духе Пушкина и Бродского. Тем более это не нужно маленькому ребенку. Но в поэзии существуют разные жанры, а в самом стихосложении есть несложные правила, который может понять и применить практически каждый.

Я предлагаю вам научиться создавать короткие детские стихи, подобные тем, которые вошли в мой сборник «За волной волна».

Какой прок от сочинения стихов

Вот как минимум три важные причины заняться стихосложением.

1. Развитие речи. Сочиняя стихи, ребенок активизирует свой словарный запас, учится гибко составлять предложения и понимать тонкие различия в значениях слов. Это все ему пригодится и на уроках русского языка в школе, и позднее, во взрослой жизни, где огромную роль в наше время играют коммуникативные навыки.

2. Комфорт на уроках литературы. Мало что вызывает у школьников такой стресс, как необходимость «выучить стих». И это, на первый взгляд, странно, потому что практически все дети до 3-5 лет обожают стихи, недаром Корней Чуковский самый популярный детский писатель в нашей стране. Дело в том, что после 5 лет дети начинают постепенно переключаться на прозу, и, если им специально не читать стихи, они утрачивают навык слушать и понимать поэтическую речь. И это потом больно аукается на уроках литературы, где каждый раз необходимо читать, разбирать и заучивать всё более сложные стихотворения.

3. Удовольствие от процесса. Как и любой другой творческий процесс – рисование, пение, танец – складывание стихов способно доставить массу радости и удовольствия. Тут самое главное – преодолеть робость и дать волю фантазии. Тем более что и стихи мы будем сочинять не серьезные, а напротив, веселые и даже немного сумасшедшие, которые больше всего и нравятся детям.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться с формой и жанром стихотворения. Понятно, что задача должна быть максимально простой, посильной для начинающих стихотворцев, даже самых маленьких, которые только пошли в школу или вот-вот пойдут. Поэтому сонеты, рондели и канцоны отложим на потом. А начать я советую с такого жанра как считалка.

Хотя в 21-м веке этот жанр несколько утратил свою популярность как средство распределения по командам или определения того, кто будет водить в дворовых играх, дети по-прежнему знают и любят веселые считалочки, многие из которых служили верой и правдой не только их родителям, но даже еще прабабушкам и прадедушкам. Я уверен, что и вы вспомните эников-бэников, которые ели вареники, шишела-мышела, который взял да вышел, царевичей и королевичей, которые сидели на златом крыльце, и других чудесных персонажей. Вспомните – и наверняка улыбнетесь.

Кстати, считалки – один из самых старых литературных жанров, наряду с потешками и колыбельными. И хотя сейчас они прочно ассоциируются с детскими играми, первоначально они к детям, в отличие от тех же колыбельных и потешек, не имели ни малейшего отношения.

Придумали считалки древние охотники, рыболовы и собиратели. С их помощью они подсчитывали свою добычу, но тайно, зашифрованными цифрами, чтобы духи леса или озера не подслушали их и не наказали за то, что люди забрали себе слишком много рыбы, грибов или дичи. А возраст самой старой дошедшей до нас считалки превышает 2000 лет. Придумали ее, подобно пороху, бумаге и мороженому в Китае, а оттуда она разлетелась по всем странам и континентам. Наверняка она знакома и вам. Это считалка-игра «Камень, ножницы, бумага – раз, два, три!» Кто не резался в нее в детстве, когда требовалось скоротать время?

В советский период считалки были так популярны у детворы, что любой уважающий себя детский поэт непременно включал стихотворение этого жанра в очередной свой сборник, а Борис Заходер даже посвятил ему маленькую поэму под названием «Считалия», по которой был снят мультфильм.

В 90-е годы считалочная литературная традиция практически прервалась, но многое для ее поддержания сделал выдающийся детский поэт старшего поколения Михаил Яснов. А в 2019 году вышла моя книжка стихов-считалок «За волной волна», в которой Яснов выступил редактором и автором послесловия. Именно из нее я и буду брать примеры для этой статьи.

Как устроена считалка

Давайте возьмем простую считалочку, состоящую из шести строчек. Например, «Считалку с кошкой». Все дети любят кошек и с удовольствием запоминают и декламируют этот стишок. Итак:

Считалка с кошкой

Мяу-мур! Мяу-мур!

Ты чего сегодня хмур?

Или встал ты слишком рано?

Или съедена сметана?

Хочешь снова бодрым стать?

Поскорей меня погладь!

Первые две строчки – это зачин. Зачин нужен для того, чтобы зацепить слушателя, рассказать ему что-то неожиданное, веселое или необычное – такое, чтобы захотелось дальше слушать. Для зачина часто используют повторяющиеся слова, как в нашем примере «мяу-мур, мяу-мур», которые задают ритм стихотворения и намекают на его сюжет (и мы сразу догадываемся, что речь пойдет о кошке), или какие-то смешные, часто выдуманные слова вроде «шишел-мышел» (кто это такой?).

Кроме того, в зачине мы можем сообщить какую-то сногсшибательную новость или задать вопрос. Посмотрите:

Захотелось как-то ёлке

Сосчитать свои иголки.

Или:

У меня есть друг Платон.

Весит он шестнадцать тонн.

Чем неожиданнее зачин, тем сильнее мы привлечем внимание слушателей. В нашем примере кошка интересуется у хозяина, почему он сегодня хмур. И, конечно, теперь нам хочется узнать, в чем же там дело.

Следующие две строки – тело считалки. В них мы должны развить сюжет, заложенный в зачине. Кошка задает лукавые уточняющие вопросы:

Или встал ты слишком рано?

Или съедена сметана?

И мы узнаем, какие неприятности случились у ее хозяина (а также догадываемся, кто, скорее всего, стал их причиной).

Чтобы считалка заработала, нам остается придумать ударную концовку. В классических считалках, применяемых для расчета в играх, часто используются стандартные концовки со словами «выйди вон!», «водить тебе» и т.д. Мы же в своих авторских считалках можем сочинять любые концовки, которые нам заблагорассудится, лишь бы они были яркими, смешными и придавали неожиданный поворот нашему сюжету.

В «кошачьей» считалке вместо того, чтобы раскаяться в совершенных преступлениях пушистая любимица предлагает хозяину в качестве способа исцеления от всех печалей и недугов погладить ее:

Чтобы снова бодрым стать,

Поскорей меня погладь!

Дети, конечно же, легко разгадывают кошачье лукавство (ведь они и сами себя так часто ведут) и хохочут над поведением героини стихотворения.

О рифме и размере

Кроме сюжета и описанной выше трехчастной структуры, в считалке, как и в любом другом стихотворении, есть рифмы и размер.

Давайте посмотрим на рифмы в «Считалке с кошкой». Вы видите, что строки в каждом двустишии связаны друг с другом рифмой: «мур-хмур», «рано-сметана», «стать-погладь». Такая схема рифмовки называется парной и она легко усваивается детьми, поскольку рифмующиеся строки расположены рядом. Ее мы и будем использовать.

Что касается размера, в считалках чаще всего используется так называемый четырехстопный хорей. Собственно говоря, вам необязательно запоминать этот термин, достаточно уловить ритмический рисунок: «тА-да, тА-да, тА-да, тА-да» или «тА-да, тА-да, тА-да, тА», где большими «А» выделены ударные слоги. Это самый естественный для ребенка ритм, под него очень удобно прыгать и скакать. Попробуйте сами.

Теперь вы знаете все необходимое для того, чтобы придумать простую считалочку. Поэтому смело берите ручку, бумагу и ребенка (и не забудьте про фантазию) – и приступим.

Вы можете ознакомиться с материалом в источнике, пройдя по ссылке