10.12.2020

О роли загадок и считалок в развитии мышления и речи ребёнка

В конце ноября руководители издательства «Архипелаг» Светлана Смольнякова и Михаил Лукашевич встретились в прямом эфире портала Культура.РФ  с ведущим библиографом Детского зала Библиотеки иностранной литературы  Марией Пономаренко.

На этот раз темой виртуальной встречи стала роль игровых жанров литературы в процессе становления речи ребёнка и формировании его словарного запаса.

1.jpg

Мы собрали для вас самые интересные тезисы эфира:

  • Традиция создания шутливых и назидательных детских стихов насчитывает уже несколько веков. Уже в XVII веке понимали, что дети лучше усваивают этические и моральные нормы, когда они изложены в короткой стихотворной форме.

  • Потешки, считалки, колыбельные – то, что необходимо ребёнку в возрасте от 0 до 3 лет. Это возраст нейропластичности – важнейший этап формирования человеческого мозга. Количество и качество общения с родителями в этот период определяет потенциал развития ребёнка на многие годы.

  • В рамках специального исследования одной группе детей в возрасте 1,5-2 лет на протяжении долгого времени ставили аудиодорожки на китайском языке, а другой – взрослые сами читали те же тексты. Оказалось, что дети усваивали информацию только при живом общении.

  • Генетические и расовые особенности не влияют на процесс развития. Важную роль играет словарный запас, сформированный при общении с ребёнком в первые годы его жизни. Очень важно и качество общения: беседы должны выходить за пределы бытовых ситуаций, то есть приказов «Бери ложку!», «Одевайся!», «Садись на горшок!» Это не значит, что ребёнок заучивает слова наизусть – просто у него формируются необходимые нейронные связи.

  • Общаться с малышом можно начать ещё во время беременности – петь песни, разговаривать с ним и т.п. Затем стоит создать традицию ежедневных, например, вечерних чтений, которые подарят ребёнку чувство безопасности и покоя. Очень важными при этом являются эмоциональный и физический контакт с ребёнком.

  • Существуют потешки, благодаря которым формируется представление о морали, от них проще переходить к сказкам и другим более серьёзным текстам. С 3-4 лет нужно читать ребёнку как можно больше, тогда и в школе материал будет усваиваться лучше.

  • Считалки и потешки помогают наладить контакт с ребёнком, в том числе могут облегчить процесс сборов на прогулку и другие достаточно сложные житейские задачи. «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек. Севастопольские прогулки»  и «За волной волна»  – книги, написанные Михаилом для тех и о тех, кому знакома проблема долгого одевания и борьбы с усталостью (своей и ребёнка). И считалки, и рассказы, создававшиеся параллельно, помогают превратить общение с ребёнком в весёлую игру.

  • В советское время у каждого уважающего себя детского поэта была как минимум одна считалка в каждом сборнике. В постсоветский же период считалки вышли из дворового употребления, и только совсем недавно дети начали снова их использовать. Причём очень часто сейчас во время игр можно услышать считалки, появившиеся 50 или даже 100 лет назад.

  • В основе большинства считалок лежит четырёхстопный хорей. Корней Чуковский определил, что именно такой стихотворный размер подходит детям для игр, так как легко запоминается. Это ритм скакания, подпрыгивания. Чуковский называл такие скачущие стихи «экикики».

  • Первые загадки также появились очень давно. До нас дошли упоминания о загадках дельфийского Оракула и загадках Сфинкса. Поиск ответов на такие логические задачки – это вид умственного труда, способность к которому развивается в раннем возрасте.

  • Загадки улучшают смекалку и сообразительность. Их нередко приходится разгадывать положительным персонажам сказок. В книге популярного художника Зины Суровой  «Русские народные загадки в картинках»  приведены интересные примеры традиционных загадок из сборника выдающегося фольклориста Д.Н. Садовникова.

  • Сказки-потешки впервые появились в маленьких народных театрах – райках (названных так, потому что представления шли на религиозные темы, например, о рае), а сам жанр сказки с использованием ритмизованной прозы стал называться раёшником. Хороший пример современного раёшника – сказка-фантазия Марины Тараненко  под названием «Карусельный король».

Прямо сейчас полную запись эфира можно увидеть, пройдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=uOBf0DC1rms.

Мы ждём наших читателей на грядущих виртуальных встречах. Следите за нами в соцсетях, чтобы не пропустить новость о следующем эфире!