16.11.2020

«Архипелаг» в прямом эфире портала Культура.РФ

В начале ноября на портале Культура.РФ https://www.culture.ru/ руководители издательства «Архипелаг» Светлана Смольнякова и Михаил Лукашевич, а также ведущий библиограф Центра детской книги Библиотеки иностранной литературы Мария Каширина обсудили способы развития речи ребёнка.

Речь – один из важнейших факторов успеха как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Родители малыша с нетерпением и беспокойством ждут, когда он скажет свои первые слова. Затем уделяют много внимания развитию навыков чтения. При затруднениях в речевом развитии они бросаются за помощью к психологам и логопедам.

При этом зачастую упускают из виду важнейшее обстоятельство – развитие речи в значительной степени определяется развитием мышления. Мало прочитать и пересказать текст, как того требуют в школе. Важно понять его и составить собственное мнение о прочитанном. Если сказать нечего, то и хорошая артикуляция не поможет.

Мы собрали для вас самые интересные тезисы эфира:

  • Развитие речи тесно связано с развитием мышления. К сожалению, очень часто в развитии речи видят только логопедические аспекты, тренируют технику и скорость чтения и говорения.

  • В то же время гораздо важнее научить детей понимать и повторять прочитанное, а также видеть за словами смысл, чтобы они могли осознанно формулировать свои мысли и составлять собственное суждение о прочитанном.

  • Мало пользы в умении чётко произносить слова, если тебе нечего сказать.

  • Условно можно выделить три этапа знакомства детей с чтением. От 0 до 2-х лет – возраст коротких стихов, потешек, песенок и т.д. От 2-х до 5-ти лет – самый важный период для формирования читательского интереса и развития речи. Старший дошкольный и младший школьный возраст – время развития навыка чётко и грамотно доносить свои мысли и впечатления.

  • Для полноценного развития мышления и речи необходимо правильно подбирать литературу для каждого возрастного периода.

  • Первый этап, как правило, у всех складывается достаточно благополучно: детям покупают различные книги с картинками, поют колыбельные, читают стихи и т.д. В первые годы жизни малышам проще воспринимать рифмованную литературную речь, и родители это видят и понимают.

  • Что касается второго этапа (2–5 лет) – здесь существует миф о том, что мир маленьких детей тоже очень маленький, но это вовсе не так. Современный ребёнок много путешествует (по крайней мере, так было до пандемии), вокруг него множество приборов, техники, он посещает самые разные кружки и т.д. Поэтому не стоит ограничиваться лишь традиционными «малышовыми» темами: игрушки, детсад и т.д. Надо, наоборот, расширять кругозор, следуя за интересами ребёнка.

  •  Другой миф состоит в том, что маленьким детям подходят только короткие тексты, поскольку длинные стихи и рассказы их утомляют. Однако для развития правильной, уверенной речи необходимо выбирать достаточно длинные истории как в прозе, так и в стихах. Это хорошо понимал Корней Чуковский еще сто лет назад, сочиняя свои сказки в стихах.

  • При чтении коротких рассказов и стихотворений ребёнок попросту не успевает уловить суть и сопоставить сюжет истории с тем, что он слышит. А знакомясь с длинным стихотворением, он имеет возможность проследить за происходящим в книге и соотнести слова с иллюстрациями. При этом очень важно, чтобы книга была проиллюстрирована самым тщательным и  подробным образом. 

  • Михаил Лукашевич порекомендовал для развития речи младшего и среднего дошкольного возраста длинные истории в стихах Джулии Дональдсон, рассказы про Петсона и Финдуса Свена Нурдквиста, а также книжку-картинку «Карусельный король» Марины Тараненко.

  • Развитие речи начинает формироваться в первую очередь благодаря слушанию. Речь становится тем богаче, чем больше незнакомых слов дети слышат от взрослых.

  • Кроме того, огромную пользу приносит совместное чтение вслух с дальнейшим общением: обсуждением и обыгрыванием прочитанного. Причём такая практика подходит как в случае маленьких детей, так и подростков. Поскольку у детей сейчас большая нагрузка в школе, нет ничего особенного в том, чтобы почитать вслух подростку, если он устал.

  • Очень важную роль в развитии речи играет поэзия. Причём полезна она не только малышам – в виде песенок и потешек, – но и ребятам постарше, поскольку даже детские стихи – это сложные тексты, развивающие в первую очередь мышление.

  • К сожалению, очень часто взрослые считают, что стихи похожи на молоко, которое необходимо в раннем возрасте, а потом им можно и пренебречь. Многие взрослые сами не любят поэзию и не понимают её пользу.

  • Дети, которым после двух-трёх лет перестали читать стихи, как правило, испытывают впоследствии трудности в школе, так как у них потерян навык чтения и понимания поэзии. При этом школьники проходят уже гораздо более сложные стихи русских классиков. В результате вырастает поколение взрослых, которые терпеть не могут поэзию.

  • Чтобы у ребёнка, которому в период с двух до пяти лет не читали детских стихов, в школе возникало меньше проблем на уроках литературы, стоит обратиться к прикладным поэтическим жанрам:  стихотворным загадкам, считалкам и скороговоркам, основанным на игре слов и юморе. Они легче воспринимаются детьми, нежели более образная лирическая поэзия, и могут послужить своеобразным мостиком на пути к школьной программе.

  • Издательство «Архипелаг» выпустило прекрасно оформленный сборник стихов-считалок Михаила Лукашевича «За волной волна», послесловие для которого написал признанный выдающийся детский поэт Михаил Яснов.

  • Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста придётся по душе полная юмора поэзия абсурда, например, книга «Очумелый птиц» Михаила Лукашевича

  • Очень важно подбирать темы, близкие ребёнку, соответствующие его интересам. Возможно, ему нравятся динозавры, машинки или животные. Ищите и покупайте книги с такими героями, они в изобилии представлены на рынке.

  • Есть и универсальные темы, понятные и доступные любому ребёнку. К ним относятся знакомство с детским садом, как в книге «Детский сад на колесиках» Зули Стадник, или прогулки с родителями возле дома, как в «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек. Севастопольские прогулки» Михаила Лукашевича.

  • В младшей школе уже можно читать абсолютно всё. Очень важно, чтобы дети имели возможность сами выбирать книги, а затем оценивать прочитанное. Не бойтесь экспериментов и ошибок, именно такой путь поможет скорее развить самостоятельное мышление, а вместе с ним – и красивую грамотную речь.