24.09.2021

Словарь юного художника: ПЕРЕДВИЖНИКИ

У истоков создания такой уникальной для Российской Империи организации, как Товарищество передвижников стоял самый настоящий бунт. В 1863 году четырнадцать выпускников Академии художеств, возмущённые выбором тематики конкурсных работ, пошли против Совета академии и отказались от участия в конкурсе. Бунтари во главе с Иваном Николаевичем Крамским, подав прошения о вручении им соответствующих свидетельств, в знак протеста покинули стены Академии.


Такой решительный шаг произвёл в обществе настоящий фурор. Художники поставили собственное будущее под угрозу, но в то же время лишили учебное заведение лучших мастеров. Будущее их представлялось туманным, так как способов заработка у художников той поры было не так уж много. Однако Товарищество было не только творческим союзом единомышленников. Оно также представляло собой коммерческое предприятие.

Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889

Члены Товарищества образовали своего рода трудовую коммуну, где каждый работал на благо сообщества. Со временем московские художники также присоединились к своим петербургским коллегам. Вместе они разработали концепцию передвижных выставок. И уже в 1870 году было официально создано «Товарищество передвижных художественных выставок» с собственным уставом и правом осуществлять свою деятельность на территории Российской Империи.

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1872-1873

Передвижники выступали за то, чтобы искусство выходило за рамки классицизма и навязанных вышестоящими органами норм и тематик. Своими работами они перевернули представление об отечественной живописи. Идеи для сюжетов своих полотен они брали не только из русской истории, но и из жизни. Народный быт и культура как никогда ярко отражались в работах передвижников. Одними из первых они стали наполнять полотна тонким психологизмом и начали использовать художественные приёмы реализма и натурализма.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1882

Передвижнические выставки также сопровождались всевозможными лекциями, которые читали сами художники. Таким образом бывшие академисты пытались привлечь как можно больше внимания и финансов к своему предприятию. Доходы от выставок участники делили в соответствии с Уставом общества. Неоценимый вклад в продвижение Товарищества и в популяризацию отечественной живописи сделал меценат Павел Третьяков. Он десятками скупал работы передвижников для своей коллекции.

Исаак Левитан. «Над вечным покоем», 1894

Просуществовало Товарищество вплоть до 1922 года, когда его деятельность была официально прекращена. В разное время в состав сообщества входили такие художники, как Иван Шишкин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Виктор Васнецов, Владимир Маковский, Николай Ге, Илья Репин, Василий Перов и многие другие именитые отечественные мастера живописи.

Привить ребёнку любовь к искусству просто – покупайте «Зимний» и «Летний» альбомы для творчества Юлии Савенковой. Пошаговые мастер-классы с подробными инструкциями и множество креативных идей помогут детям развить эстетический вкус и творческую жилку.