20.08.2021

Словарь юного художника: ФРЕСКА

Фреска (от ит. fresco – свежий) – это живописная техника, суть которой заключается в нанесении красок на слой сырой штукатурки. История возникновения этой разновидности монументальной живописи насчитывает тысячелетия. Искусством создания фресок в совершенстве владели греки, римляне и индийцы. Особенно широко фрески были распространены в Византии, и уже оттуда данное искусство перекочевало в Европу.

Андреа дель Поццо. «Триумф Святого Игнатия», 1690

Некоторые из созданных мастерами эпохи Возрождения фрески сохранились и до наших дней. Секретом их долговечности стал популярный в то время уникальный состав: к ингредиентам штукатурки, нанесённой на стены храмов и дворцов, входила известь. Именно она создавала незримую защитную плёнку на изображении, которая не позволяла влаге и другим внешним факторам испортить произведение настенного искусства.

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1497

Существует несколько техник создания фресок. Одна из самых первых и самых трудоёмких называется – buon fresco. Этот метод подразумевал работу на нескольких слоях штукатурки – сухом и мокром. Водорастворимые краски хорошо впитывались во влажный слой и сохраняли свои цвета на протяжении десятилетий. Главной сложностью была ограниченность времени – у художника было всего несколько часов на то, чтобы закончить работу, прежде чем штукатурка высохнет.

Микеланджело. «Сотворение Адама», 1512

Метод buon fresco не позволял исправить допущенные неточности и ошибки, а также требовал от художника большой скорости и ловкости. Такой энергозатратный процесс вскоре модифицировали – так родилась техника secco fresco. Теперь художники работали с темперой или маслом и наносили краску на сухую штукатурку с шероховатой поверхностью. Работать в этой технике было гораздо сподручнее, но созданные в ней изображения не могли похвастаться долговечностью.

Рафаэль. «Ватиканские станцы», 1511

Золотой серединой и результатом долгих творческих исканий мастеров стала техника – mezzo fresco. Работая в таком формате, художники просто смачивали водой отдельный фрагмент стены, с которым собирались работать. Благодаря этому красящий пигмент всё так же глубоко проникал в штукатурку, а у художника в распоряжении было больше времени на тщательную проработку изображения.

Р. Заллинджер. «Эпоха рептилий», 1947

К самым впечатляющим и грандиозным настенным росписям относятся такие фрески, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Станцы Рафаэля», «Роспись Сикстинской капеллы» Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти, а также «Эпоха рептилий» Рудольфа Заллинждера, созданная уже в ХХ веке специально для Музея естественной истории Йельского университета.

А к признанным мастерам жанра, чьи фрески до сих пор украшают красивейшие храмы и дворцы Европы, относятся известные итальянские живописцы Тициан, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Рафаэль, Микеланджело и другие.

Ещё больше интересных фактов о живописи и отличных мастер-классов вы найдёте в «Летнем» и «Зимнем» альбомах Юлии Савенковой. Пошаговые мастер-классы с подробными инструкциями и множество креативных идей помогут детям развить эстетический вкус и привить любовь к творчеству.